Cамые сложные скороговорки для детей. Скороговорки для развития речи и дикции: упражнения детям, подросткам и взрослым Скороговорки для развития речи короткие
Любой родитель стремится к тому, чтобы его ребенок говорил грамотно и красиво. Поэтому услуги логопедов пользуются большим спросом. Но толку от занятий будет мало, если вы сами не будете заниматься дома. А помогут вам в этом скороговорки.
В чем польза?
У изучения скороговорок есть масса преимуществ:
развитие дикции;
увеличение активного и пассивного словарного запаса;
развитие фонематического слуха, т. е. способности анализировать речь с точки зрения звуков и находить в ней ошибки;
исключение косноязычия и «проглатывания» слов.
Как заниматься?
Существует определенный алгоритм занятий:
Произнести скороговорку быстро и четко, предварительно заучив ее самостоятельно.
Произнести в нормальном темпе.
Спросить ребенка, о чем скороговорка и есть ли те слова, которые ему незнакомы. Разъяснить значение новых слов.
В медленном темпе начать повторять скороговорку с ребенком, поправляя его ошибки.
Когда все звуки произносятся правильно, начните постепенно увеличивать темп.
На все это может потребоваться не одно занятие. Главное – регулярность и желание ребенка.
Есть несколько важных моментов, которые стоит учесть:
Начинать нужно со скороговорок на звуки попроще. Лучше проконсультируйтесь с логопедом на этот счет.
Нельзя отрабатывать звуки, которые еще не сформированы. Только те, которые уже поставлены, но еще неуверенно используются в речи.
Заниматься желательно в одно и то же время дня. Если ребенок не в настроении, занятие лучше отложить.
Не ругайте ребенка за неудачи. Так вы отобьете охоту к занятиям, создав негативные ассоциации, и занизите его самооценку.
Создайте стимул: ставьте всей семьей рекорды на скорость и четкость произнесения скороговорок, подготовьте красивую и длинную скороговорку для Деда Мороза и т. д.
Чтобы разнообразить занятия, можно отсчитывать ритм, подбрасывая мячик в воздух или хлопая в ладоши. Любой игровой момент на ваш вкус будет здесь уместен.
Какие скороговорки выбрать?
Во-первых, нужно ориентироваться на возраст, а во-вторых – на отрабатываемый звук. Скороговорки для детей 7-8 лет должны быть простыми и понятными. Вот несколько примеров:
Подорожник по дороге
Собирал прохожий строгий.
Выбирал себе прохожий
Подорожник подороже.
Граф Тото играет в лото,
А графиня Тото знает про то,
Что Граф Тото играет в лото,
Если бы граф Тото знал про то,
Что графиня Тото знает про то,
Что граф Тото играет в лото,
То б граф Тото никогда бы в жизни
Не играл бы в лото.
Шелкопряд, шелкопряд
Шелк прядет за рядом ряд.
Плотно шелком обмотался,
Шелкопряд внутри остался.
Саша кушал кашу.
Кашу кушал Саша.
Саша, кушай не спеша,
Наша каша хороша.
Солнце садится, струится водица,
Птица-синица в водицу глядится.
Чистой водицы синица напьется –
Славно сегодня звенится-поется!
Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и сильны.
А вот скороговорки для детей 10-12 лет могут носить более абстрактный характер и быть длиннее, поскольку их цель – отточение дикции и развитие памяти. Например:
Соль в лесу мусолил лось,
После солоно спалось.
Снился лосю славный сон:
Сало ел с лососем он.
Скороговорун скороговорил: все скороговорки не
перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Но
заскороговорившись, все-таки выскороговорил: все
скороговорки перескороговоришь, перевыскороговоришь.
Шли Струмай, Строкциг, Марнос, Прокцогцзинь и
Пригноцкроз. Рядом с ними были сыны: Струмайка Процгович,
Странцигка Инкогнитович, Прокцогцзинь Прозсикович и
Карзациг Пригноцкроз.
- Развивают речевое дыхание, особенно когда проговариваешь их в разном темпе: медленном, среднем, быстром.
- Улучшают качество дикции, то есть делают произношение четким.
- Развивают сенсорные способности, необходимые для «запуска» и улучшения речи.
- Тренируют интонацию: учат произносить вопросы, восклицания и другое.
Ребенок обычно с удовольствием произносит скороговорки, потому что их сюжеты пронизаны юмором, или же ситуации, описанные в этих текстах, выглядят абсурдными, непонятными. Все это привлекает, смешит и хорошо запоминается.
Если ребенок только учится говорить
? — Вопрос, волнующих многих родителей. Когда он начнет говорить правильно? — Следующий вопрос. Педагоги советуют сначала произносить скороговорки медленно и негромко. Или вовсе попробовать такой логопедический прием: говорить с ребенком лицом к лицу самым тихим шепотом, почти одними губами, слово общаешься с тем, кто умеет читать по губам.
Потом повторить скороговорку чуть громче, и так постепенно добавлять звук. Детям, чтобы научиться говорить, важно видеть, как артикулирует взрослый, какие мышцы лица задействованы для произнесения звуков. Малыши визуально «считывают» даже положение головы и тела, которое принимает человек в разговоре.
Как заинтересовать занятиями?
Вот несколько советов о том, как превратить «скучные» занятия в увлекательные:
- Превратить все в игру, в которой интересно и взрослому, и ребенку.
- Использовать карточки с картинками и/или рифмованные строчки.
- Интонировать произнесение, читать артистично, «по ролям».
- Начинать разучивать фразы в неспешном темпе: произносить протяжно, негромко. Можно даже если произносить сложные слова совсем трудно.
- Если с речевым дыханием все в порядке, добавлять скорость. На то они и скороговорки, чтобы их тараторить, не сбиваясь.
- Уместным будет соревнование между детьми одного возраста: кто произнесет быстрее и чище.
Простые скороговорки для малышей 1-2 лет
В возрасте, когда ребенок только учится говорить, с ним будет уместно тренироваться произносить звуки [г], [д], [з], [с].
Для тренировки звуков [г] и [д]
Голубь в голубой горжетке голубику ел на ветке.
Стоит гора посреди двора.
На горе гогочут гуси, под горой горит огонь.
Галка села на забор, грач завел с ней разговор.
«Га-га-га, — гогочет гусь. — Я семьей свой горжусь!»
Дятел дуб долбил, продалбливал, да не продолбил, не выдолбил.
Дед Додон в дуду дудел. Дудкой Диму он задел.
Дед Данила дыню делил: дольку — Диме, дольку — Дине.
Надя дыню не доела — дыня Наде надоела.
Ду-ду-ду — вот я с песенкой иду.
Да-да-да — здесь большие города.
Ди-ди-ди — ты далёко не ходи.
До-до-до — свили птенчикам гнездо.
Для тренировки звуков [з], [с]
Коси коса, пока роса. Роса долой — и мы домой.
Свиристель свистит свирелью.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Сани — скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
Та-та-та, у нас дома чистота.
Ты-ты-ты — сметану съели всю коты.
Зойкиного зайку зовут Зазнайка.
Зацепился зонтик за забор. В завитушках зонтика узор.
Зимним утром от мороза на заре звенят березы.
Из кузова в кузов грузили арбузы.
«Языковертки» для детей 2-3 лет
Происходит становление звуков и их пар [б] — [п], [в] — [ф], [к], [т], [х]. А также звуки [м], [н]. Сейчас самое время для их постановки и тренировки.
Для тренировки звуков [б] и [п]
Били бараны в барабаны.
Белый снег, белый мел, белый сахар тоже бел. А вот белка не бела, белой даже не была.
Все бобры добры для своих бобрят.
Бредут бобры в сыры боры — бобры храбры!
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
Петр Петру пек пироги.
Пел перепел за деревней, пел тетерев средь деревьев. Перепел пел-пел — тетерева перепел.
Говорит попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!»
Для тренировки звуков [в] и [ф]
Валя на проталинке намочила валенки. Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.
Варвара цыплят караулила, а ворона цыплят воровала.
Я во двор вола вела, за рога вола вела. В хлев вела вола, а вол меня в огород увел.
У Феди — фуфайка, у Фаи — туфли.
Фасоль, фасоль — вот и выросла фасоль.
Федя филина боится — филин может рассердиться.
Для тренировки звука [к]
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.
К Макару в карман комарик попал. Комар у Макара в кармане пропал. Об этом сорока в бору протрещала: «В кармане Макара корова пропала!»
Не ест корова короб корок — ей короб сена больше дорог.
Капа Капитону купила кипу кепок.
Колпак на колпаке. Под колпаком — колпак.
Котик ниток клубок укатил в уголок.
Для тренировки звука [т]
У тридцати трех полосатых поросят тридцать три хвостика висят.
Топали да топали. До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.
От топота копыт пыль по полю летит.
Тридцать три вороны в ряд тараторят, тарахтят.
Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетёрка с тетеревятками — в лесу на ветке.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
Для тренировки звука [х]
Вставай, Архип, — петух охрип.
Хохлатые хохотушки хохотали: «Ха-ха-ха».
Архип охрип, а Осип осип.
Нюхал Захар уху да нахваливал: «Ух, хороша уха!»
Прохор и Пахом ехали верхом.
Муха-горюха села на ухо.
Полезные скороговорки для детей 3-4 лет
Считается, что это возраст освоения шипящих и свистящих звуков. Потренироваться в их произношении можно с помощью этих «потешек». Про звук [з] мы уже упоминали — здесь все упражнения, кроме него.
Для тренировки звуков [ш] и [ж]
В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
Вымыли мышки миски у мишки.
Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь». Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».
Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ, да под душем вымой тушь. После душа вытрись суше и не пачкая больше уши.
У Маши мошка в каше. Что делать нашей Маше? Сложила кашу в плошку и накормила кошку.
Во лесу лозу вяжу. На возу лозу везу. Коза, не лижи лозу — накажу!
Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
Над Жорой жук, жужжа, кружит. От страха Жора весь дрожит. Зачем же Жора так дрожит? Не страшно ведь жучок жужжит.
Жаба, журавль и желтый жучок в гости к ежихе шли на лужок.
У ежа — ежата, у ужа — ужата.
Для тренировки звука [ц]
Цыган на цыпочках цыпленку крикнул: «Цыц!»
Цапля цепкая была, цапля долго не ждала — клювом цап и целиком лягушку проглотила.
Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц дрессировать.
Жили-были три японца: Як, Як-Цин-Драк, Як-Цин-Драк-Циндрони.
Зачерпнула цапля чашкой чай целебный из ромашки. Целый чан у цапли чая, цапля-врач больных встречает.
Для тренировки звука [ч]
В горячей печи пекарь пек калачи.
В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких чумазеньких чертнека чертили черными чернилами чертеж.
Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.
Черной галке черный дрозд подарил черники гроздь.
У пчелы, у пчелки почему нет челки? Отвечаю почему: «Челка пчелке ни к чему».
Чу! В чулане есть сверчок. Четко слышно: «Чок-чок-чок».
Для тренировки звука [щ]
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.
Щука леща угощала борщом.
Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
Тщетно тщится щука ущемить леща.
Щипцы да клещи — вот наши вещи.
Щуку я тащу, тащу. Щуку я не упущу.
Самые трудные буквы Р и Л для детей 4-6 лет
Речевой аппарат готов для освоения сонорных [р] и [л]. Поэтому в возрасте 4-6 лет рекомендуется заняться развитием именно этих звуков. Вот видео от логопеда о правильном и быстром способе поставить звук [Р] у дете
И скороговорки в помощь:
На горе Арарат рвала Варвара виноград.
Проворонила ворона вороненка.
Подал грабли крабу краб: «Грабь граблями сено, краб!»
Забыл Панкрат Кондратов домкрат. Теперь Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.
У села ли села лиса, у опушки ли леса?
Королева кавалеру подарила каравеллу.
Не жалела мама мыла — мама мылом Милу мыла.
Мы ели-ели ершей у ели. И еле-еле их у ели доели.
Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию. Видели Лидию.
А из детского списка скороговорок стоит выбирать самые сложные, дополнив их вот такими, например:
Была у Фрола. Фролу на Лавра наврала. Пойду к Лавру — Лавру на Фрола навру.
У Феофана Митрофановича три сына Феофановича, три дочки Феофановны, три внучки Митрофановны.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Рапортовал, да не дорапортовал. Дорапортовал, да зарапортовался.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
Малина манила Марину и Милу, Марине и Миле малина мила.
Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса порвали в драке альбатросы.
Дробью по перепелам да по тетеревам.
Рыла двор свинья белорыла да тупорыла. Полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
Говорили про Прокоповича. Про какого Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего!
Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии
Рекордно длинная и невероятно сложная чистоговорка, которую часто используют дикторы и люди, чья работа связаны с публичными выступлениями. Это нужно слышать.
У пчелы, у пчёлки
Почему нет чёлки?
Отвечаю почему:
Чёлка пчёлке ни к чему!
Мяч скучал на чердаке.
Мячик ищут в сундуке.
Тщетно ищут мячик
Девочка и мальчик.
Снега лавина сползла с половины,
Сползла с половины пологой горы.
Ещё половина снежной лавины
Лежит на пологой горе до поры.
Скворец скроил сороконожке
Из кожи красные сапожки.
Сошьёт скворец исправно в срок
Все сорок скроенных сапог.
Вчера в Шира была жара.
Не прибирает Домна дом, а у Домны дома все вверх дном.
Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.
Чеpепaхa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя.
То ли Толя - кореш Коли,
То ли кореш Толи - Коля.
Коли Коля - кореш Толи,
То и Толя - кореш Коли.
На дорожках дрожки,
В дрожках кошки и блошки,
У кошек ложки,
У блошек сапожки.
Три грача чай пьют у врача.
Бегемотику - ботинки,
Ботики - бурундучку.
Граф Пото играл в лото,
Графиня Пото узнала про то,
Что граф Пото играл в лото,
Но граф Пото не знал про то,
Что графиня Пото знала про то,
Что граф Пото играет в лото.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга - бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе дёготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали; но грех - не смех - не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, - вот и не до бомбардира ворам было, но и не до дёготниковой вдовы, и не до дёготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова - не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везёт Сенька Соньку с Санькой на санках: санки - скок, Сеньку - в бок, Соньку - в лоб, все - в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же - Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту ещё и три ватрушки - аккурат в медовик, но ей не до медовика - Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, - перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола - Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврёт, что - вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа - ужата, у ежа - ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, - о всём о том около кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин - зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортёра констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка - не пытка.
Скороговорка «Лигурия»
Ползал ежик через ершик,
Ежика ершик наколол.
Смешные шутки у Саши и Мишутки.
Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила - рукав не дошила.
Шашки на столе, шишки на сосне.
Шлепают гуськом гусак а гусаком.
Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.
Мороза моржи не страшатся, моржи на морозе резвятся.
В конце концов среди концов найдём конец в конце концов. Нашли конец среди концов в конце концов.
У Вари на бульваре
Варежки пропали.
Воротилась Варя
Вечером с бульвара,
И нашла в кармане
Варежки Варвара.
Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
Магистра «Инстраграмма» со ста граммами мигом санитар настиг.
У крошки матрёшки пропали серёжки, серёжки Серёжка нашёл на дорожке.
Баран барабанит в барабан.
7Позитивная психология 20.04.2018
Дорогие читатели, все мы знаем, что скороговорки это не только веселая забава, но и полезное упражнение для развития речи детей и взрослых. Именно поэтому они остаются востребованы, и мы прибегаем к ним, когда нужно улучшить дикцию, сделать речь более быстрой, четкой и выразительной.
Существуют скороговорки для общего развития речи, а также те, что помогут научиться выговаривать отдельные звуки. Также они делятся на простые и сложные. Начинать, конечно, стоит с простых и после этого переходить к сложным, постепенно улучшая и совершенствуя дикцию.
Простые скороговорки
Приступая к занятиям по тренировке дикции, лучше всего прибегнуть к легким скороговоркам для развития речи, которые состоят всего из нескольких слов.
Укол – укор.
Кишлак – дуршлаг.
Галка – мигалка.
Мальвина – малина.
Муж – уж.
С горы – не в гору.
Клара у Вали играет на рояле.
Шустрая норка юркнула в норку.
Гошка на окошке как кошка.
Красивая коса у девушки длинна.
Кот идёт, кошку найдёт.
Сшита шуба из шиншилл.
Елена лён мяла.
Лара играла на лире.
Король – орёл.
Авто-мото, вело-фото.
Во поле кони затопали.
Приезжие разъездились.
Разъезженный разъезд.
Прекратите пререкаться.
Живое заживает выживая.
Ёж под ёлкой ел мёд.
Данил и Лина в долине Нила.
У бабульки батоны, бублики и булки.
Геракл орла прогоняет.
Баба Клава распугала попугаев.
Ашан на Осташковском шоссе.
Озадачили на даче Зою задачами.
Скороговорки для дикции взрослых
Чтобы сделать свою речь более красивой и четкой, нужно ежедневно тренироваться в проговаривании обычных детских скороговорок. Повторяя каждую фразу по 5-6 раз, можно исправить проблемы с дикцией. В этом разделе скороговорки для развития и улучшения дикции у взрослых.
Скороговорки со звуком «р»
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
Забыл Панкрат Кондратьевич домкрат, а без домкрата ну не поднять на тракте трактор.
Рододендроны из дендрария.
Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
Дробью по перепелам, да по тетеревам.
У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
Клара-краля кралась к Ларе.
Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
Если бы Карл не крал кораллы, то и Клара б не крала кларнет.
Собирала Маргарита маргаритки на траве. Растеряла Маргарита маргаритки, да не все.
Скороговорки со звуком «л»
Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала.
Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию. Видели Лидию.
Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
На мели мы лениво налима ловили, на мели мы ловили линя.
Малина манила Марину и Милу, Марине и Миле малина мила.
Орёл на горе, перо на орле, гора под орлом, орёл под пером.
Горят лампы на рампе.
У ёлки иголки колки.
Лапти лыковые, лыки липовые.
Платон плыл на плоту.
Скороговорки со звуком «п»
Поле, полное полыни, выпало полоть Полине.
Пилил Филипп полено из лип, притупил пилу Филипп.
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
Про пёстрых птиц поёт петух, про перья пышные, про пух.
Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
У Полкана под лапкой палка.
У перепелa и перепёлки пять перепелят.
Пакет из-под попкорна, из-под попкорна пакет.
Птичку напичкали спичками.
Вырастил Толя тополь за полем. По полю, по полю шёл к тополю Толя.
Пётр Петру пёк пироги.
Поля пошла полоть петрушку в поле.
Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.
Летят три пичужки через три пустых избушки.
Скороговорки со звуком «ч»
Чёрной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь, чёрная галка чернику склевала, только спасибо дрозду не сказала.
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
Четыре чёрных, чумазых чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто.
Горячи калачи доставай из печи.
В городе Сочи темные ночи.
Часы стучали и стучали, час за часом отбивали.
У четырёх черепашек четыре черепашонка.
У зайчихи – зайчата, у крольчихи – крольчата.
Течет ручеек через лесочек под мосточек.
На крючке – червячок, ловись плотвичка и судачок.
Сетчатый сачок зацепился за сучок.
Чеpепaхa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя.
Чукча в чуме чистит чуни, чистота у чукчи в чуме.
Наменял старик мочал, а лапти не вылапотничал.
В предвечерний час ворчат черти через раз.
Хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет.
Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.
В роще щебечут стрижи, чечётки, щеглы и чижи.
Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.
Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Не найду я ушки у нашей лягушки.
Пыхтит как пышка пухлый Мишка.
Я по камешкам пошёл, шубу шёлкову нашёл.
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
Кошка на окошке шьёт рубашку для Ермошки.
По ремешку, по брёвешку боком проведу кобылку.
На окошке крошку-мошку ловко ловит лапой кошка.
Также существуют скороговорки для развития речи и дикции, которые позволяют отрабатывать сразу несколько звуков одновременно. Именно им посвящен данный раздел.
Баркарола − песня гондольеров Венеции.
(Звуки к, л, р)
Вор вора обворовал, по задворкам плутал, весь товар растерял.
(Звуки в, р, т)
Брат Филипп, втравит тебя, брат Федот, в конфликт!
(Звуки в, р, т)
Весь март кот поёт, второй кот вторит.
(Звуки в, р, т)
Весьма воздействует на нас словес изысканная вязь.
(Звуки в, з, с)
Купили каракатице кружевное платьице, ходит каракатица хвастается платьицем.
(Звуки к, р, т, ц)
Теоретизировали, теоретизировали и дотеоретизировались.
(Звуки в, л, р, т)
Всех денег не перезаработать, не перевызаработать.
(Звуки з, п, р)
Пятнадцать птиц подписали петицию, пятьдесят птиц не подписали петицию.
(Звуки п, т, ц)
Брат! Брал бра?
Брал, брат, бра.
Бра, брат, брал.
(Звуки б, л, р, т)
Всё может быть. Но, быть может, только то не может быть, что, быть может, быть не может – остальное может быть.
(Звуки б, ж, м)
У хламидомонады и хлореллы в хроматофорах хранится хлорофилл.
(Звуки л, м, р)
Жизнь жестока к жестоким, жестокостью ожесточённым.
(Звуки ж, с, т)
Более сложные скороговорки
Порой возникает необходимость улучшить дикцию не просто для себя, но и потому что этого требует профессиональная деятельность. В этом случае простыми упражнениями не обойтись, и понадобятся скороговорки для дикции взрослых более сложные. Именно их вы найдете в этом разделе.
Гурбангулы Бердымухамедов украл у Танирбергена Бердонгарова кораллы.
Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: «Грабь граблями гравий, краб».
Из-под Костромщины шли четыре мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.
Стоит в яме холм с кулями, выйду на холм, куль поправлю.
Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все – в сугроб.
Турка курит трубку, курка клюет крупку.
Не кури, турка, трубку; не клюй, курка, крупку.
Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.
Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.
Два дровосека, два дроворуба,
Два дровокола отточили топоры,
Топоры остры-то до поры,
До поры остры топоры, до времени.
Встретил в чаще ёж ежа,
– Как погода, ёж?
– Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съёжась, два ежа.
Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принес на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.
На мели мы налима лениво ловили,
Меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили
И в туманы лимана манили меня.
Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться.
Уж от ужаса стал уже – ужа ужица съест на ужин
И скажет: (начинай сначала).
Георгий Георгиевич говорит Григорию Григорьевичу о Григории Георгиевиче, а Григорий Григорьевич говорит Георгию Георгиевичу o Георгии Григорьевиче.
Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши – и не пачкай больше уши.
Карлик-лекарь Карл у карлицы-крали Клары украл кораллы. А карлица-краля Клара у карлика-лекаря Карла украла кларнет. Если бы карлик-лекарь Карл у карлицы Клары-крали не крал кораллы, то карлица-краля Клара у карлика-лекаря Карла не крала бы кларнет.
Граф Пато играет в лото. Графиня Пато знает про то, что граф Пато играет в лото, а граф Пато не знает про то, что графиня Пато знает про то, что граф Пато играет в лото
Откуда на просеке просо? Просыпали просо здесь просто. Про просо просянки прознали. Без спроса все просо склевали.
Самые эффективные скороговорки
Оказывается, детские стихотворные скороговорки самые эффективные для улучшения дикции взрослых. Они замечательно тренируют дикцию, и в результате произношение становится правильным и чистым. Хотя, безусловно, вряд ли все получится сразу, так что главное, дать себе время на тренировку и не отступать при первых же неудачах.
У пчелы, у пчёлки
Почему нет чёлки?
Отвечаем почему:
Чёлка пчёлке ни к чему.
Мы чаёк горячий
Будем пить на даче,
Пить с печеньем, с калачом,
Пирог с черникой испечём.
Уж пожаловал ежам
Новых дюжину пижам.
Прежние пижамы
Исколоты ежами.
Жук жужжит в железной банке,
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука.
Тучи гуще, гуще, гуще,
Дождик пуще, пуще, пуще,
Даже щуки и лещи
Ищут шляпы и плащи.
Сова советует сове:
«Спи, соседка, на софе:
На софе так сладко спится –
О совятах сон приснится!»
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
За деревней, за просёлком
Пела песни перепёлка.
Перепёл прилетел,
Перепёлку перепел.
Посмотрите на Иринку:
Ест Иринка мандаринку.
Съест Иринка мандаринку,
Бросит корочки в корзинку.
***
Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Ныне волчата галдят, как галчата.
И, как волчата, галчата молчат.
В четверг четвёртого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре чёрненьких курчавеньких чертёнка
Чертили чёрными чернилами чертёж.
Мяч скучал на чердаке.
Мячик ищут в сундуке.
Тщетно ищут мячик
Девочка и мальчик.
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
Мы режем, режем, режем,
Бумагу всю изрежем,
Вырежем жука – желтые бока.
И как станет жук жужжать,
Все должны мы убежать!
Ж-ж-ж-ж-ж…
Над Жорой жук жужжа кружит.
От страха Жора весь дрожит.
Зачем же Жора так дрожит?
Совсем не страшно жук жужжит.
В огороде Фёкла ахала и охала,
Уродилась свёкла не на грядке – около.
Жалко Фёкле свёклу, жалко свекле Фёклу,
Жаловалась Фёкла: «Заблудилась свёкла!»
Длинная сложная скороговорка для развития дикции
Эта супер-скороговорка совмещает в себе мотивы множества других более коротких скороговорок и поможет продемонстрировать навыки быстрой четкой речи в полной мере.
В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да не дорапортовал дорапортовывал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Бранденбурга, бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе вдовы Варвары два этих вора дрова воровали; но грех – не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было и не до вдовы; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова – не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола- дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, против молодца сам овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сеньку Соньку с Санькой на санках: санки- скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а Сашка только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе саше нашел; Сонька была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, что у ужа – ужата, а у ежа – ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши; о всем об этом около кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.
Скороговорки появились очень давно. Существуют они у многих народов. Разумеется, придумывались скороговорки не для развития речи и не для обучения. Изначально их функция была исключительно развлекательной. Во время праздников или народных гуляний люди просто собирались вместе и пытались быстро произнести сложные фразы с повторяющимися звуками. Звучало это забавно. Всем было весело.
Однако со временем основная задача скороговорок изменилась. Сейчас первоочередное значение имеет развивающая функция скороговорок. Хотя и развлекательный фактор сохранился. Ведь работать с данным вариантом народного творчества детям весело и интересно.
Что же такое скороговорка? Чаще всего – это небольшой стишок или фраза с большим количеством труднопроизносимых слов или сочетаний звуков, которые нужно проговаривать не только правильно, но и быстро. Именно благодаря этому и происходит развитие речи. Ребёнок учится владеть своим языком, привыкая быстро и чётко произносить даже сложные сочетания звуков.
В чём отличие детских скороговорок от прочих развивающих речь упражнений
Изначально не было различия между скороговорками и чистоговорками. Однако современные логопеды стали чётко различать два этих понятия. Чистоговорки используют в основном для отработки правильной дикции. Их необязательно говорить быстро. Главное, правильно и чётко проговаривать все звуки.
Скороговорки условно делятся на взрослые и детские. Отличия в них совсем незначительные. Для ребёнка важно, чтобы фраза имела определённый смысл и была весёлой. В противном случае он просто откажется её повторять, поскольку не будет понимать о чём этот «стишок» или ему будет откровенно скучно.
Польза скороговорок
Главная польза скороговорок заключается в том, что они способствуют развитию речевого аппарата. В результате маленький человечек начинает говорить более понятно, выразительно и чётко. Однако это не единственный плюс подобных упражнений.
Как это ни парадоксально, но скороговорки учат детей говорить более медленно, проговаривая окончания слов. Действительно, в большинстве случаев ребёнку нужно не только быстро повторить фразу, но и чётко проговорить все слоги, иначе получится бессмыслица. Благодаря этому дети и учатся «не съедать» концовки слов.
Скороговорки хорошо развивают память. Ведь малышам приходится их заучивать. Более того, произнося скороговорку, ребёнок осмысливает сказанное, а также сопоставляет между собой различные словосочетания. А это тоже очень хороший навык.
Помимо этого, в процессе изучения скороговорок ребёнок привыкает слушать других людей. Ведь очень сложно понять скороговорку, если не концентрировать внимание на сказанном. Этот навык очень пригодиться будущим школьникам, чтобы быть собранным, слушать и понимать учителя.
Ну, и наконец, игра со скороговорками – это просто весело. Очень забавно слышать свои и чужие ошибки в путь и труднопроизносимых, но достаточно простых по смыслу фразах. Такое времяпрепровождение в формате родитель + ребёнок будет очень полезным для будущих взаимоотношений.
Ну и наконец, играть со скороговорками можно где угодно: дома, по дороге в садик и даже в дальней поездке. Уместно будет такое развлечение и на любом детском празднике. Дошколята, да и школьники, с удовольствием втягиваются в подобные забавы.
Как правильно работать со скороговорками
Сейчас скороговорки в своей работе активно используют логопеды. Но это совсем не значит, что родители не могут заниматься с ребёнком самостоятельно. И при этом совсем не обязательно, чтобы у ребёнка наблюдались проблемы с речью. В любом случае дополнительная тренировка речевого аппарата лишней не будет.
Когда уже можно начинать учить скороговорки? Да практически в любом возрасте. Как только ребёнок научился более-менее говорить, ему уже можно зачитывать эти короткие и весёлые стишки. Сначала все слова надо проговаривать очень чётко и медленно, чтобы ребёнок понял, как правильно нужно произносить слова. Постепенно малыш втянется в процесс и начнёт повторять скороговорки за мамой или папой, а потом уже будет рассказывать их без особого труда, причём по памяти.
Кстати, заставлять маленького человечка повторять скороговорки не стоит. Он и сам это начнёт делать, как только поймёт суть игры. При этом задача родителей создать весёлую атмосферу. Тогда малыш быстрее втянется в процесс. А чтобы ребёнку было ещё интереснее, его можно попросить делать хлопок после произнесения каждого слога или «отстукивать» слоги мячиком.
Но это всё общие правила. Если же перейти от слов к практике, то работу со скороговорками можно разбить на несколько отдельных этапов:
- Выучить скороговорку . Для этого её надо произносить медленно, чётко проговаривая как гласные, так и согласные звуки. Важно, чтобы ребёнок не просто запомнил все слова стишка или фразы, но и научился повторять их абсолютно правильно.
- Правильная артикуляция . После завершения процесса заучивания можно переходить к следующему – безголосому этапу. Для этого надо также медленно и чётко повторять скороговорку, но беззвучно. При этом артикуляционный аппарат (язык, губы и зубы) должны работать. Задача данного упражнения добиться правильной артикуляции.
- Шептание . Этот этап тоже не требует быстрого произношения. В данном случае проговаривать скороговорку нужно шёпотом. При этом задача родителей – отследить, чтобы ребёнок именно шептал, а не «шипел». Все слова должны произнеситься чётко и разборчиво.
- Медленное повторение . Теперь можно и приступить к повторению скороговорки по памяти в полный голос. Однако торопить ребёнка не следует. Пусть сначала научится проговаривать заданную фразу медленно, но качественно.
- Интонационные изменения . Это один из самых весёлых этапов. Ребёнку надо предложить проговаривать скороговорку с разными интонациями, например: в вопросительной или восклицательной формах, весело или грустно, задумчиво или агрессивно, напевая или на разные голоса. Детям нравится такая игра. Кстати, на этом этапе скорость произношения тоже не важна. Главное, научить ребёнка пользоваться своим голосом.
- Непосредственно скороговорка . И вот только теперь можно приступать к быстрому проговариванию. Тут заданий можно придумать очень много, например: кто быстрее проговорит скороговорку без ошибок или повторить фразу без запинки три-четыре раза подряд и т.д.
Работа над отдельными звуками
Скороговорки бывают разные, но все они имеют одну цель – отработку какого-либо конкретного звука. Конечно, если ребёнку надо поработать над дикцией, то работать можно с любыми произведения данного вида народного творчества.
Однако при выявлении проблем в произношении какого-то определённого звука, упор нужно делать на него. Кстати, скороговорки могут быть полезны и при работе с произношением при изучении иностранного языка. К счастью, подобные речевые забавы до сих пор «в ходу» не только у русского народа.
Скороговорки для развития речи детей от 4 до 12 лет
Для детей 4-5 лет
В этом возрасте большинство детей испытывает проблемы с произношением звуков [р], [л] и [л’], а также с шипящими [ш] и [с]. Поэтому наиболее подходящими скороговорками для этого возраста являются:
Ехал Грека через реку, видит Грека – в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку греку цап.
Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.
Карл украл у Клары кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
Коля колья колет. Поля поле полет.
Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.
На горе Арарат растет крупный виноград.
На дворе трава, на траве дрова, на дровах детвора.
Проворонила ворона воронёнка.
У мыши в норке сыра корка.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Для детей 5-6 лет
Обычно в 5-6 лет дети достаточно хорошо справляются со всеми звуками. Однако над дикцией большинства из них надо поработать. А в этом помогут такие скороговорки:
Баран буян залез в бурьян.
Веселей, Савелий, сено пошевеливай.
Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал.
Купила бабуся бусы Марусе.
Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь, никому нашего чеботаря не перечеботарить.
Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.
Оса боса и без пояса.
Петр Петрович, по прозванью Перепелович, приручил перепелку. Перепелка принесла Петру Петровичу Перепеловичу перепелят.
У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
Для детей 7-8 лет
В принципе, скороговорки для детей старшего возраста тоже в большей степени рассчитаны на совершенствование дикции. Единственное их отличие – увеличение сложности:
Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса порвали в драке альбатросы.
Ёжик ёжится у ёлки: укололся об иголки. Ёлка ёжится, дрожа: укололась об ежа.
Красный краб кричит УРА! Резать торт пришла пора.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Мила мыла мишку мылом. Мила мыло уронила. Уронила Мила мыло. Мила мишку не домыла.
По дороге топал Топаль, Топаль топал в Севастополь. Ну а рядом топал Сева, Топаль справа, Сева слева.
Рисовала Лариса акварелью нарциссы. Георгины гуашью рисовала Наташа.
Саша шапкой шишку сшиб.
Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.
Три чёрных котёнка у Тёмки-кротёнка стащили три тонких картонки в потёмках.
Для детей 9-10 лет
Если для дошколят и совсем младших школьников используются простые и чаще всего короткие стишки. То школьникам постарше можно предложить выучить и проговорить сложные и забавные словосочетания или практически полноценные стихотворения:
Говорит попугай попугаю:
– Я тебя, попугай, попугаю!
Отвечает ему попугай:
– Попугай, попугай, попугай!
Граф Тото играет в лото,
А графиня Тото знает про то,
Что Граф Тото играет в лото,
Если бы граф Тото знал про то,
Что графиня Тото знает про то,
Что граф Тото играет в лото,
То б граф Тото никогда бы в жизни
Не играл бы в лото.
Ежели вы не жили возле ежевичника,
Но ежели вы жили возле земляничника,
То значит, земляничное варенье вам привычное
И вовсе не привычное варенье ежевичное.
Ежели вы жили возле ежевичника,
То значит, ежевичное варенье вам привычное,
И вовсе не привычное варенье земляничное.
Но ежели вы жили возле ежевичника,
И ежели вы жили возле земляничника,
И ежели вы времени на лес не пожалели,
То значит, преотличное варенье ежевичное,
Варенье земляничное вы ежедневно ели.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса – нет и вопроса.
Сиреневенький глазовыколупыватель с полувыломанными ножками.
Триста тридцать три корабля лавировали, лавировали, да и не вылавировали.
Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться,
Уж уж от ужаса стал уже,
Не ешь ужица ужа-мужа,
Без ужа-мужа будет хуже.
Четыре черненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно четко.
Четыре черных коня чёрту совсем не чета в четвёртый четверг ноября.
Для детей 10-12 лет
Для тренировки ребят ещё более старшего возраста можно вводить скороговорки, состоящие из абстрактных понятий:
Скороговорун скороговорил: все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Но заскороговорившись, все-таки выскороговорил: все скороговорки перескороговоришь, перевыскороговоришь.
Жили-были три китайца – Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,
И еще три китаянки – Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.
Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,
Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.
Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой – Шах,
У Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой – Шах-Шарах,
У Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони – Шах-Шарах-Шарони.
Шли Струмай, Строкциг, Марнос, Прокцогцзинь и Пригноцкроз. Рядом с ними были сыны: Струмайка Процгович, Странцигка Инкогнитович, Прокцогцзинь Прозсикович и Карзациг Пригноцкроз.
Короткие скороговорки
Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются короткие скороговорки. Их легко запомнить и весело повторять. Вот только несколько примеров подобных разговорных упражнений:
А мне не до недомогания.
Ай вы, львы, не вы ли выли у Невы?
Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.
Клара-краля кралась к Ларе.
Лезут козы в гpозу в лозу – лозу козы в гpозу гpызут.
Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
Наша дочь речистая, у нее речь чистая.
Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
Осип охрип, а Архип осип.
По семеро в сани уселись сами.
Смешные скороговорки
Разучивая скороговорки, не стоит забывать и об их развлекательной функции. Даже взрослым порой забавно произносить некоторые труднопроизносимые фольклорные присказки:
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
Косарь Косьян косой косит косо. Не скосит косарь Косьян покоса.
Либретто «Риголетто».
Не хочет косой косить косой, говорит: коса коса.
Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.
Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.
Скор оговор ки для детей на букву Р
Одним из самых сложных звуков для детей, да и для некоторых взрослых, является [р]. Наверное, именно поэтому скороговорки с этим звуком являются наиболее известными и популярными:
Бородатый барабашка барабанит в барабан.
Бравый корнет взошёл на корвет, корнет с корвета шлёт всем привет.
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!»
Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рёва гром
Притаился за бугром.
Как на утренней на зорьке
Два Петра и три Федорки
Соревнуются с Егоркой
Говорить скороговоркой.
Круглов и Круглова крутили, крутили круглыми кружками круглые гири.
Подорожник по дороге
Собирал прохожий строгий.
Выбирал себе прохожий
Подорожник подороже.
Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.
Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.
Я бродил один у горки, собирал скороговорки.
И последний совет родителям. Прежде чем бежать к логопеду, выберете время, отложите свои дела, оторвитесь от компьютеров / планшетов и позанимайтесь с ребёнком самостоятельно. Ведь малышу гораздо интереснее проводить время с папой и мамой.
Видео — детские скороговорки «Повтори»
- Секреты молодости и красоты екатерины андреевой Рецепт красоты от екатерины андреевой
- Как нарисовать барабаны Как нарисовать барабан карандашом поэтапно
- Щадящая диета для похудения живота: рацион, правила Правила составления рациона
- Что делать с коровой, которая не встает после отела Если подняться не получается