Психоэмоциональное состояние матери и ребенка. Когда новорожденный ребенок начинает узнавать маму Чувствует ли новорожденный любовь мамы
Долгожданное рождение крохотного младенца только добавляет мамам и папам вопросов по развитию новорожденных детей. Один из самых распространенных – когда ребенок начинает видеть? В первые дни веки у грудничка опухшие из-за прохождения его головки сквозь родовые пути и потому полузакрыты. Неудивительно, что некоторые родители уверены в том, что маленькие дети еще не могут видеть. Однако младенец уже с момента появления на свет способен рассмотреть некоторые предметы, просто его зрение обладает рядом существенных особенностей, о которых мы и расскажем подробнее.
Когда новорожденный ребенок начинает видеть?
Оказывается, малыш в мамином животе уже отличает утро от темного времени суток. Если женщина, находящаяся на восьмом месяце беременности, посреди ночи включит яркий свет, то ребенок это почувствует и зажмурится. На последних неделях многие дети поворачивают головку к источнику света, направленному на материнский живот.
Когда ребенок начинает видеть после рождения? Ответ очевиден: с первых дней жизни, хотя его зрительные способности существенно отличаются от зрения взрослого человека. Младенец видит только размытую картинку и реагирует на яркое освещение.
Однако у многих молодых мамочек создается ошибочное впечатление, что кроха ничего не видит и не слышит. Груднички первые две-три недели спят круглыми сутками и просыпаются, чтобы покушать и напомнить матери о мокрой пеленке. Неудивительно, что в этот момент детям не до изучения окружающего мира. Покушали – пора и спать!
Во сколько недель младенцы начинают хорошо видеть
Восемь недель – умеют задерживать взгляд на больших предметах (не более 10 секунд);
16 недель – способны сфокусировать зрение на объекте, отследить движения проходящих мимо взрослых. Это возраст, когда ребенок начинает узнавать маму, реагируя на ее появление улыбкой и гулением;
Шестой месяц жизни – узнают не только родителей, но и других значимых взрослых, с интересом разглядывают игрушки, предметы интерьера.
Итак, младенец начинает изучать окружающий мир с помощью зрения с рождения. Однако он видит совершенно по-другому, не так, как взрослые. Каковы особенности зрения грудничка?
1. Лучше всего малыши видят большие объекты, удаленные от них на 20-25 сантиметров. Именно на таком удалении расположено от крохи материнское лицо во время кормления грудью. Поэтому новорожденный узнает маму раньше, чем других родственников.
2. Самый привлекательный объект для разглядывания – человеческое лицо. Ребенок с удовольствием рассматривает мать и отца, прочих домочадцев, стараясь запечатлеть их образы. С особым любопытством новорожденный смотрит на папу, потому что у мужчин черты лица более четкие.
3. До трех месяцев дети не различают цвета, все предметы вокруг них черно-белые. Поэтому не стоит развешивать над детской кроваткой карусель с цветными игрушками. Лучший вариант – мобиль из черных и белых фигурок. Кроме того, новорожденные предпочитают рассматривать геометрические фигуры и узоры из клеток и полосок.
4. В трехмесячном возрасте младенец уже умеет различать красный и желтый цвет. Другие оттенки ему пока не доступны из-за строения органов зрения. Теперь можно поменять черно-белые игрушки и изображения на яркие, цветные предметы. Когда новорожденный начинает видеть игрушки и различать цвета, его зрение настраивается и приобретать взрослые, «совершенные» черты. Подобный процесс специалисты называют визуальной памятью. Она чрезвычайно важна для ребенка, потому что является основой для формирования личности. Младенец запоминает свои вещи и формирует относительно них особую точку зрения.
Почему груднички косят глазами?
Некоторые мамы очень пугаются, замечая у новорожденных косоглазие. Между тем непостоянное скашивание глаз – нормальный процесс для детей младше шести месяцев.
Причина этого явления – слабые глазные мышцы. Младенцам достаточно сложно разглядывать предмет или родителей сразу двумя глазами, что вызывает расфокусировку взгляда. В полугодовалом возрасте косоглазость проходит. Если же малыш косит постоянно или после полугода эта особенность не прошла, обязательно обратитесь к специалисту.
Чтобы подтвердить или опровергнуть подозрения, вооружитесь неярким фонариком. Подсветите им в глаза малышу и проследите за отблесками. Если они размещаются по центру зрачков, с детским зрением все хорошо. Если отблески удалены от зрачков, нужно показать ребенка офтальмологу.
Развитие зрительных способностей
В первые дни младенцы не способны долго рассматривать человека или предмет, их глазки как бы скользят по объекту внимания. Постепенно это время увеличивается, но только к четырехмесячному возрасту ребенок способен осознанно задерживать взгляд на заинтересовавшем его предмете. Если вы хотите создать для своего карапуза идеальные условия для изучения окружающего мира, соблюдайте следующие правила:
Размещайте объект для разглядывания (игрушку, картинку) на расстояние до 25 см от детского лица. Этот принцип действует и для человеческого лица – наклоняйтесь к малышу, улыбайтесь в ответ на детскую улыбку;
Грудничку проще фокусировать взгляд, если он расположен вертикально. Чтобы поиграть в «гляделки» или показать ему что-то интересное, возьмите малыша на ручки, поставив «столбиком» и придерживая головку;
Развесьте над кроваткой погремушки или установите мобиль. Размещать их нужно не напротив малыша, а чуть-чуть сбоку или поближе к ногам. Такое положение помогает сфокусировать взгляд, не создавая нагрузки на детскую шею;
Отслеживайте, как у младенца растут реснички. Часто они отрастают неровно, попадая на роговицу, что при моргании вызывает ее повреждение;
Следите за правильным освещением, однако не оберегайте детские глаза от света. Постоянный полумрак не позволяет развиваться глазным мышцам малыша.
Итак, на распространенный вопрос, когда новорожденный ребенок начинает видеть, специалисты отвечают просто: с момента появления на свет. Однако для полноценного развития этого умения должно пройти несколько месяцев. Лишь в четырехмесячном возрасте малыш начнет различать цвета, узнавать маму и на некоторое время задерживать взгляд на предметах.
Чтобы не переживать о развитии зрительных способностей младенца, посещайте офтальмолога не реже одного раза в квартал. Доктор проследит, как совершенствуется детское зрение, и расскажет, как ухаживать за глазами новорожденного ребенка.
Рождение ребенка – чудо в жизни семьи. Девять месяцев ожидания, представлений о нем, мечтаний, и вот на руках у счастливых родителей долгожданный малыш. Каждой маме хочется, чтобы ребенок сразу видел, слышал и узнавал её. Но первое время новорожденный не реагирует на мир вокруг, и считается, что ребенок ничего не видит. Так ли это на самом деле? Давайте разберемся, когда начинает видеть новорожденный ребенок.
Медики и психологи долгое время спорили о том, с каким уровнем развития органов чувств рождается ребенок, с какого времени ребенок начинает видеть и слышать. Предполагалось, что ребенок рождается слепым и со временем зрение его начинает развиваться. Другое мнение полностью убеждало в развитом зрении ребенка от рождения. Сейчас наукой признается тот факт, что человек появляется на свет уже с развитым зрением. Но несмотря на это, его видение окружающего мира отличается от того как видят взрослые. Причина этого в том, что в понятие «видеть» вкладывается несколько понятий: анализатор, ощущения и восприятие.
Строение глаза
У человека несколько анализаторов. Каждый из них воспринимает свой спектр явлений и частот на физическом уровне: зрение, слух, осязание, обоняние.
Понятие «анализатор» ввел академик И.П.Павлов. Он определили анализатор как «аппарат, осуществляющий различение внешних раздражителей».
Каждый анализатор состоит из трех частей:
- Периферическая часть представлена рецепторами – нервными окончаниями воспринимающими раздражители.
- Вторая часть представляет собой проводящие пути: от периферии к центру.
- Третья часть – участок головного мозга, который отвечает за распознавание раздражителя.
Упрощенно, процесс выглядит так: глаза «фотографируют» картинку и передают её по проводящим путям в мозг, где происходит распознавание и формирование конкретного образа.
В этой структуре нет главных и неважных частей. Повреждение любого участка приводит к отсутствию восприятия информации, а значит, и к отсутствию зрения. Повреждение глазного анализатора может быть приобретенным, как правило с возрастом. А может быть врожденным, из-за патологий во время беременности.
Как формируется зрение
Физиология процесса
Формирование глаз у человека происходит ещё на 18 неделе беременности. Находившиеся до этого по бокам, на 18-й неделе они занимают правильное положение спереди. На 26-й неделе начинают открываться веки и формируется сетчатка. Ученые калифорнийского университета проводили ряд исследований, пытаясь понять, в каком возрасте у плода появляется способность видеть. Было выявлено что уже на 27-й неделе малыш реагирует на вспышки света, направленные на живот мамы, поворачивает в эту сторону голову и даже может двигаться вперед или назад к лучу света.
На 31 неделе определяется цвет глаз, но реальный цвет определится через 6-9 месяцев после рождения, поскольку пигментация глаза требует воздействия света, чтобы развитие глаза завершилось. Но глаза продолжают готовиться к жизни после рождения. Зрачки уже умеют расширяться, реагируя на свет, а веки открыты во время бодрствования и закрыты во время сна.
Что видит новорожденный
Во сколько месяцев начинает видеть новорожденный – вопрос не совсем корректный. Свет – это то, на что реагирует ребенок до рождения. Первые зрительные ощущения ребенка, которые он получает в животе мамы делятся на «светлые» и «темные». Значит, после своего рождения, ребенок видит свет или его отсутствие. Именно поэтому многие игрушки для новорожденных черно-белые.
Окружающий мир воспринимается им как наличие и отсутствие света, мир теней. Предметы и люди малыш видит слегка расплывчато без четких очертаний, как бы в тумане. Причина этого в неумении фокусировать свой взгляд.
Итак, новорожденный ребенок видит то, что происходит вокруг и даже реагирует на происходящее. Глаз новорожденного привык к полумраку в утробе мамы и начинает щуриться от очень яркого света. Ему комфортнее в приглушенной обстановке, но это не означает, что так должно быть всегда. Малыш должен привыкать к свету по целому ряду причин:
Во-первых , при ярком свете лучше видны оттенки цветов, количество волн, воспринимаемых глазом, становится больше, а, значит, у очертаний появляются грани, и предметы постепенно обретают форму.
Во-вторых , именно благодаря свету завершается формирование глазного яблока.
Вот как описывает зрение новорожденного доктор Энн Динз, дипломированный врач-педиатр, член королевской коллегии акушеров и гинекологов Великобритании: «Сразу после рождения можно заметить, что ребенок смотрит на маму. Он может видеть вас достаточно хорошо, но лучше всего фокусируется на расстоянии 20-25 см от предмета. Интересно, что это примерное расстояние между мамой и малышом, когда она держит его у груди».
Итак, мы выяснили, что новорожденный видит. Значит, ли это то, что он узнает свою маму? Чтобы ответить на этот вопрос нужно рассмотреть понятие восприятия.
Зрительное восприятие
Зрительное восприятие – это способность человека видеть и узнавать.
Мозг всегда имеет запас образов, ему всегда есть с чем сравнить. Но у новорожденного нет подобного запаса.
Приведем пример. Мама в роддоме кормит ребенка, одетая в один и тот же голубой халат с цветочками. Новорожденный получает несколько ощущений: запах молока, запах мамы, темные цветочки на халате, тактильные ощущения (места прикосновения маминых рук при кормлении), вкус молока, ощущение сытости. Вот так складывается образ. Но однажды мама переодевает халат и что-то меняется: запах молока и мамы перебивается запахом стирального порошка и хрупкий образ мамы начинает разрушаться. При кормлении малыш ведет себя беспокойно.
Этот простой пример говорит о том, что ребенок пока не узнает маму, а воспринимает совокупность ощущений. Смена двух ощущений (запах и цвет) приводит к разрушению целостного образа.
Мозг новорожденного только начинает накапливать собственный опыт. Поэтому мама – это всего лишь набор определенных ощущений: слуховых (голос), тактильных (прикосновение), зрительных (глаза, нос, улыбка).
Со временем, эти ощущения будут накапливаться, соотноситься друг с другом и с комфортным ощущением сытости и тепла и складываться в целостный образ – образ мамы. Кроха научится не просто видеть, а узнавать маму, и подтверждением этому будет первая улыбка малыша.
Развитие зрения у младенца
Зрение ребенка постепенно развивается, накапливая образы, опыт фокусирования взгляда, увеличивая способности к различению разных световых волн – цветовых оттенков.
В первые 2-3 недели ребенок не способен захватить все вокруг и фокусирует взгляд на крупных предметах, и это нормально. Главное, не подносить предметы к лицу ребенка ближе, чем на 25 см, иначе может развиться косоглазие.
К концу первого месяца ребенок начинает различать силуэты. К 1,5-2 месяцам малыш уже различает плоские предметы от объемных, а к трем месяцам кроха уже четко видит окружающую действительность и может фокусировать взгляд на дальних и ближних предметах.
Трехмесячные малыши любят смотреть по сторонам на руках у родителей сидя лицом вперед. В этот период времени малыш начинает различать окружающих по чертам лица. Начинает узнавать маму и папу и может повторять их мимику.
Восприятие цветов тоже подвергается развитию. При рождении малыш различает свет и тень, а значит, черный и белый цвет. Трехмесячные дети могут подолгу рассматривать контрастные рисунки и сложные двухцветные узоры. К трем месяцам к ребенку приходит умение распознавать лица вместе с различением ярких цветов.
Лучше всего дети выделяют желтый и красный. Вот почему именно эти цвета чаще всего присутствуют в погремушках.
Различать другие цвета малыш начинает позже.
Более детально развитие зрительного восприятия у ребенка представлено в таблице
Новообразования развития зрения | Месяцы жизни | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
Сосредоточение (нестойкое) | + | + | ||||||||||
Сосредоточение на движущихся предметах | + | + | + | |||||||||
Слежение за движущимися предметами | + | + | + | + | ||||||||
Рассматривание предметом на близком расстоянии |
+ | + | + | + | ||||||||
Различение форм и основных цветов | + | + | + | |||||||||
Умение хорошо различать предметы, разные по форме, величине и цвету |
+ | + | + | |||||||||
Узнавание самых близких людей по лицам | + | + | ||||||||||
Узнавание близких людей | + | + | + |
Эти периоды не являются очень точными. Каждый ребенок индивидуален, и периоды развития его зрительного восприятия могут отличаться на 1-2 месяца. Однако, если разница больше, то следует начать беспокоиться о развитии младенца и обратиться к врачу.
Что нужно знать родителям о развитии зрения ребенка
Чтобы зрение развивалось правильно, нужно соблюдать некоторые рекомендации:
- Обращайте внимание на состояние глаз ребенка; не допускайте присутствия инородных тел: ворсинок, ресничек, слизистых образований.
- Любой свет действует как раздражитель, заставляя мышцы глаза активно работать, развивая зрения, поэтому не прячьте глаза ребенка от яркого света, но избегайте прямого попадания солнца на глаза детей.
- Для более спокойного состояния перед сном используйте приглушенный свет. На ночь можно оставлять рассеянный свет от ночника.
- Зрение детей нужно развивать. Для этого полезно вешать на расстоянии 20-30 см от лица ребенка игрушки, периодически меняя их (разная форма, величина и цвет).
- Чаще берите ребенка на руки, показывая предметы вокруг.
- Меняйте местоположения ребенка в кроватке, чтобы он не косился в одну сторону постоянно.
- Используйте движущиеся предметы, чтобы учить ребенка фокусироваться на предмете в движении.
- Чаще меняйте свою мимику в общении с ребенком.
В заключение, стоит сказать, что с помощью зрения человек получает 80% информации об окружающем мире. Умение видеть развивается вместе со способностью узнавать. Но нужно помнить, что ребенок видит окружающий мир иначе.
Известный философ Жан-Жак Руссо говорил, что «У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать».
Задача взрослых сделать все, чтобы дать возможность ребенку видеть и воспринимать окружающий мир, создать условия для его нормального развития.
После рождения малыша каждая мама хочет, чтобы он выделял ее среди окружающих и дарил свою улыбку. То, когда новорожденный ребенок начнет узнавать свою маму, зависит от степени налаженного между ними контакта. Эмоциональная связь между матерью и плодом устанавливается еще во внутриутробном периоде. Следующим крайне важным этапом являются первые 24 часа после рождения. После прикладывания младенца к груди он запечатлевает образ мамы, запоминает ее запах и тепло кожи.
Несмотря на тесную взаимосвязь между мамой и грудничком, осознанно узнавать ее он сможет не так скоро, так как в первые дни жизни он еще очень плохо видит. Бинокулярное зрение, или способность смотреть одновременно двумя глазами, появляется в 3 месяца.
У младенцев глазное яблоко имеет короткую переднезаднюю ось. Поэтому они обладают дальнозоркостью и плохо видят вблизи. Глазной нерв и мышцы у них недоразвиты, из-за этого косоглазие в этом периоде является обычным явлением. Роговица увеличена и лишена кровеносных сосудов. Рефлекторно грудничок щурится и часто закрывает веки.
Физиология процесса
Научным путем установлено, что человек рождается зрячим, но видеть полноценно окружающий его мир он не может. Это связано с тем, что у новорожденных еще не сформирована периферическая нервная система, и ей предстоит существенное развитие.
Для формирования полноценной зрительной картинки должны работать такие cистемы организма:
- анализатор;
- ощущение;
- восприятие.
Упрощенно процесс выглядит таким образом: глаза получают картинку и отправляют ее в мозг, а головной мозг распознает ее и формирует окончательный образ. Взаимодействие этих составляющих и представляет собой зрение.
Что видит новорожденный?
Малыш может различать только предметы, находящиеся в непосредственной близости от его глаз, максимум на расстоянии 30 см. Все остальное ему представляется в виде размытых пятен, а предметы выглядят, словно в тумане. Для того чтобы что-нибудь рассмотреть, ему требуется время для фокусировки. Его глазки еще плохо слушаются и норовят смотреть в разные стороны.
Первые зрительные ощущения делятся на свет и темноту, а многие предметы представляются черно-белыми, все окружающее пространство представляет собой мир теней.
В 3-4 месяца малыш способен следить за двигающимися игрушками и предметами, а в 6 месяцев различать мелкие предметы и узнавать игрушки. Относительно нормальное зрение формируется у человека в 6-8 месяцев.
Новорожденные способны видеть:
- яркое освещение или его полное отсутствие;
- передвижение людей и крупных предметов;
- некоторые предметы из окружающей обстановки.
Когда ребенок начинает узнавать маму?
Осознанное узнавание мамы происходит примерно в возрасте 1 месяца. Как правило, именно этот самый родной человек ухаживает за крошкой, постоянно находится рядом и часто к ней наклоняется. Малыш запоминает родное лицо и начинает реагировать на его появление, оживляться и улыбаться. В 3 месяца он уже четко знает мамино лицо, радуется и гулит при ее появлении, а также расстраивается, если она его покидает.
Как ребенок относится к маме, родным и чужим людям в зависимости от возраста (от рождения до года)?
Ребенок начинает запоминать те лица, которые с ним часто контактируют и проводят время. Как правило, это папа и бабушки.
Обычно к 4 месяцам он уже хорошо знает родителей и других близких, которых часто видит.
В то же время он начинает с опаской относиться к чужим людям и может заплакать при их появлении. В 8-10 месяцев ребенок узнает людей, которые часто появляются в доме. А после 10 месяцев он уже четко определяет своих и чужих.
Почему не узнает?
Новорожденный может не узнать маму и других близких, если они находятся сбоку от него или стоят позади друг друга. Это связано с тем, что его зрение еще резко сужено, и он не воспринимает людей под таким ракурсом.
Кроха может не узнать маму из-за того, что она сменила привычную одежду, поменяла прическу, надела что-то яркое, или что-то другое резко изменилось в ее внешнем виде и привычном для него образе. На данном этапе ребенок воспринимает близкого человека по совокупности ощущений, и если в них что-то нарушается, этот хрупкий образ начинает таять, он может растеряться, запаниковать и не узнать маму.
Что нужно знать родителям?
Родители должны знать, что каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности, поэтому темпы развития и сроки овладения навыками могут отличаться от общепринятых. Для правильного развития зрения следует соблюдать следующие рекомендации:
- показывая новорожденному погремушки и игрушки, их нужно располагать на расстоянии не меньше 25 см, иначе это приведет к развитию косоглазия;
- осматривать глаза новорожденного и не допускать наличия в них инородных тел и слизи;
- перед сном использовать приглушенное освещение, а ночью можно оставлять включенным ночник;
- не допускать попадания прямых солнечных лучей на глаза, но не прятать их от яркого света, так как он, действуя в качестве раздражителя, приводит в работу глазные мышцы;
- часто брать малыша на руки и показывать ему окружающие вещи;
- развешивать на расстоянии 20-30 см от личика игрушки и периодически их менять;
- изменять расположение грудничка в кровати, чтобы он не скашивал глаза в одну сторону;
- использовать мимику при общении;
Также для обучения фокусировке важно показывать движущиеся предметы.
Новорожденный ребенок - это настоящая terra incognita, целый материк чувств и смыслов. который пока скрыт от вас. Вы полюбили его задолго до той минуты, когда он появился на свет. Его рождение захлестывает вас такой волной счастливого восторга, что вопрос «а любит ли меня ребенок» в первый момент остается за бортом. Кажется, что он просто обязан испытывать те же чувства… или не обязан?
Вы родили скандалиста!
Первые эмоции, которые демонстрирует новорожденный - сплошь негативные. Он голоден - он плачет. Ему холодно - он кричит. Ему неудобно - не сомневайтесь, он найдет способ выразить свое недовольство. По сути, такая скандальность - естественный механизм выживания малыша. Однако даже неопытная мама быстро учится различать в плаче целый спектр чувств: протест, недовольство, жалобу, просьбу. Очень скоро она уже отличает сигнал о мокрых пеленках от просьбы уложить поскорее спать.
Между мамой и ребенком устанавливается настоящий эмоциональный контакт, когда чувства одного тут же улавливаются и воспринимаются другим.
Для ребенка это не просто удовлетворение насущных потребностей, но настоящая школа эмоций; он учится оперировать ими, ощущая, что от его усилий есть отдача. Уже очень скоро он не только сообщает о своем нынешнем состоянии «в пространство», но обращается к конкретному человеку - маме, пытаясь привлечь ее внимание. Однако маме, безусловно, хочется большего - взаимной любви и привязанности. Подождите несколько недель!
«От улыбки станет всем светлей…»
Нравится нам это или нет, но позитивные эмоции младенца имеют социальную природу. То есть он может быть сыт, сух, находиться в тепле, но не станет вас за это благодарить и сообщать, что он счастлив и всем доволен. Только общение может побудить его выражать свои теплые чувства. Обычно счастливые мамы и папы дожидаются первых позитивных эмоций младенца около месяца. И вот она, долгожданная награда - первая улыбка!
Сперва малыш улыбается, «отражая» выражение лица взрослого, но очень скоро он начинает узнавать маму и улыбается ей гораздо эмоциональней, чем остальным.
Ребенок спешит проявить радость от контакта, даже если мама устала или чем-то озабочена, словом - сама совсем не улыбается.
В 3-4 месяца проявляется «комплекс оживления». Ребенок испытывает положительные эмоции от контакта с группой близких людей, причем не только от самого контакта (когда его кормят, гладят, целуют, играют), но уже от его ожидания. Только заслышав голос мамы, папы или бабушки, малыш оживляется, начинает гулить, двигать ручками и ножками, улыбаться. С одной стороны, он учится привлекать к себе внимание при помощи положительных, а не только отрицательных эмоций. С другой стороны - это его первая ответная реакция на ваши действия, а не только на внешние неудобства. Приятно, не правда ли?
Океан любви
К тому времени, как малышу исполнится полгода, он начинает испытывать и осознанно проявлять свои чувства по отношению к окружающим. Он перестает радоваться всем подряд и выделяет круг знакомых лиц. К людям, которые ежедневно занимаются с ним, начинает формироваться привязанность, а к незнакомцам (гостям, или, например, врачу) кроха начинает относиться с подозрением и недоверием.
Конечно, это еще не осознанная любовь, в том смысле, в котором мы обычно употребляем это слово, но это уже ее основа. И хотя кажется, что в этом нежном возрасте малыш еще мало что понимает и все быстро забудет, важно проявлять свою любовь, принятие и уважение как можно более полно и открыто: вы не просто выражаете свои чувства к малышу, но учите его любить себя и окружающих.
О том, насколько успешно проходит это воспитание чувств, можно судить по интенсивности проявления сопереживания.
Для малыша до года - это наиболее сложное чувство, ведь его вызывают обстоятельства, не имеющие к нему непосредственного отношения. Если ваш ребенок расстроился, увидев огорченную маму - поздравляем, вы воспитали чуткого и восприимчивого малыша!
Удивительный мир
Эмоции полугодовалого малыша, в отличие от младенца, уже не просто имеют знак «+» или «-». Они носят дифференцированный характер - ребенок учится выражать гнев, печаль, удивление, восторг… Научиться этому он может только от родителей, чье эмоциональное поведение старательно копирует. В незнакомой или непривычной ситуации он первым делом смотрит на маму - только она служит его эмоциональным ориентиром. Если он не видит на ее лице отрицательных эмоций, то и сам не воспринимает произошедшее как нечто опасное, неприятное или тревожное.
Пугливые дети, «маленькие бояки» - это, чаще всего, дети тревожных мам, на лице которых появляется испуг от падения ребенка, его контакта с землей, цветами, насекомыми, кошками, собаками…
Не менее важная эмоция - удивление. Ее появление свидетельствует о начале этапа познания. Цепочка удивление - любопытство - радость сопровождает расширение границ мира ребенка. Завершается первый этап эмоционального взросления, активное взаимодействие с предметным миром начинает новый этап - интенсивного интеллектуального развития.
Ожидание ребенка, роды и уход за новорожденным являются важнейшим периодом в жизни каждой женщины, который должен сопровождаться чувствами радости и удовлетворения. В то же время эмоциональные, гормональные и физические изменения в организме женщины, которые происходят в этот период, могут вызывать грусть, растерянность, страх и, возможно, даже озлобленность и агрессивность. Большинство женщин со временем справляются с этими эмоциональными проблемами, но у некоторых они не только не проходят, но и усиливаются, приобретая формы материнской депрессии.
В период беременности и после родов у женщин часто отмечаются проявления материнской депрессии. Это состояние связано с комплексом физических и эмоциональных изменений, которые могут негативно сказаться на отношениях матери и ребенка, его развитии и жизни семьи в целом.
Дородовая депрессия развивается во время беременности, когда в организме женщины происходят биологические и гормональные изменения. Среди симптомов такой депрессии - частая смена настроения, приступы плохого настроения, плаксивость, раздражительность, бессонница. Подобные явления время от времени наблюдаются у всех беременных женщин. Часть женщин, переживших депрессию до родов, продолжают страдать от нее и после родов.
Послеродовая депрессия
Послеродовая, или "материнская", грусть считается нормой. Это состояние плаксивости, пониженного физического и эмоционального тонуса, общей усталости и раздраженности обычно наступает на пятый день после рождения ребенка и длится 7-10 дней. Через это состояние проходят 50-80% молодых матерей; ни им, ни ребенку оно не причиняет вреда. Лечить послеродовую грусть нет необходимости. Но медицинские работники должны предупредить беременную женщину и родильницу о возможном переживании такого состояния, объяснить его причину и предоставить информацию о том, где при необходимости можно получить помощь специалиста.
Послеродовая депрессия характеризуется состоянием, требующим внимания медицинского работника. Во время беременности количество женских гормонов (прогестерона и эстрогена) в организме значительно увеличивается. В течение первых 24 часов после рождения ребенка количество этих гормонов в организме стремительно падает до их нормального "небеременного" уровня. Ученые полагают, что именно это резкое изменение уровня гормонов может вызывать у женщины депрессию. Существует еще одна причина возникновения послеродовой депрессии. Нередко уровень гормонов, вырабатываемых щитовидной железой, значительно снижается после рождения ребенка, что может привести к появлению симптомов депрессии, включая плохое настроение, потерю интереса к окружающему миру, раздражительность, слабость, раннюю утомляемость, трудности с концентрацией внимания, расстройство сна и аппетита, прибавление в весе.
Симптомы послеродовой депрессии, в том числе ощущение вины, собственной малоценности, нерешительность и отчаяние, встречаются приблизительно у 8-15% женщин в течение первого года после рождения ребенка. Эти симптомы могут проявляться периодами от нескольких недель до года и дольше. Женщинам с такими симптомами требуются незамедлительная помощь и лечение.
Депрессия после рождения ребенка может случиться у обоих родителей новорожденного, что представляет повышенный риск для полноценного . Депрессия у мужчины не позволяет ему в полной мере выполнять семейную роль отца и мужа, поэтому при появлении ее симптомов отцу ребенка тоже следует обратиться за помощью к специалистам.
Неполноценное питание, неудовлетворительные условия проживания, отсутствие помощи и поддержки со стороны мужа, семьи и окружения повышают риск возникновения материнской депрессии.
Причины депрессии
Существует множество причин, способных вызвать у беременной женщины и молодой матери депрессию. Склонность к депрессии может быть наследственной. Наряду с гормональными изменениями, происходящими в период беременности и после родов, развитие депрессии могут спровоцировать такие факторы, как:
- неполноценное и недостаточное питание, бедное витаминами;
- злоупотребление алкоголем и наркотиками;
- тяжелая жизненная ситуация, вызванная острой нехваткой или отсутствием средств к существованию, жилья для себя и ребенка;
- события в жизни, вызывающие стресс (смерть близких людей, постоянные скандалы в семье, неприятности на работе, переезд на новое место жительства);
- отсутствие поддержки со стороны мужа (отца ребенка), семьи и друзей;
- хронические инфекции, включая инфекции, передающиеся половым путем;
- излишняя тревожность в отношении собственного здоровья и здоровья будущего ребенка.
Депрессия может быть вызвана фактом нежелательной беременности, воспоминаниями о пережитом сексуальном насилии, жестоком обращении в детстве. Послеродовую депрессию также могут вызывать:
- чувство усталости после родов, изменение привычного распорядка дня, режима сна, увеличение нагрузки в связи с рождением малыша, которые не позволяют маме прийти в нормальное физическое состояние еще несколько недель после родов;
- ощущение подавленности в связи с необходимостью ухода за ребенком и сомнения в собственной способности стать хорошей матерью: переживания по поводу того, что она хочет, но не может быть безупречной мамой и хозяйкой, усиливают ощущение тревоги и стресса;
- возникновение чувства утраты индивидуальности, потери контроля над собственной жизнью, снижения сексуальной привлекательности;
- необходимость оставаться дома для ухода за ребенком и дефицит общения с друзьями, любимым человеком и близкими людьми.
Хотя доказано, что депрессия может случиться практически с любой женщиной как во время, так и после беременности, следует обратить внимание на эти предпосылки и факторы риска, чтобы вовремя предотвратить или заранее подготовиться к возможным проявлениям депрессии.
Мать, находящаяся в депрессивном состоянии, не может оказывать положительного эмоционального воздействия на ребенка и в достаточной степени стимулировать его развитие, что чревато задержкой развития ребенка.
Некоторые женщины, страдающие от депрессии, перестают следить за собой. Они начинают неправильно питаться, страдают от постоянной усталости и бессонницы, не посещают врача, не следуют медицинским предписаниям, могут начать злоупотреблять вредными веществами, такими как табак, алкоголь и наркотики.
Эмоциональное состояние ребенка
Депрессия может серьезно отразиться на способности женщины выполнять свои материнские функции. Утрата интереса к ребенку, раздражительность и усталость могут помешать матери дать ребенку необходимую любовь, нежность и ласку и обеспечить ему надлежащий уход. В результате у женщины появляется чувство вины, она теряет уверенность в себе как в матери, что еще более усугубляет ее депрессивное состояние.
Новорожденный ребенок находится в эмоциональной зависимости от маминого голоса, жестов, движений и выражения лица. Его развитие в значительной степени определяется внешним стимулированием в первую очередь со стороны матери. Однако мама, переживающая послеродовую депрессию, избегает эмоциональных контактов с ребенком, неохотно и нечасто с ним общается. Все это может оказать отрицательное влияние на развитие ребенка, вызвать у него эмоциональные и поведенческие проблемы, трудности со сном.
У детей раннего возраста, матери которых пережили сильную послеродовую депрессию, могут развиться эмоциональные расстройства, что влечет за собой задержку развития. Старшие малыши могут проявлять агрессию в отношении взрослых и других детей, В детском саду или школе у них могут наблюдаться проблемы в отношениях со сверстниками, с мотивацией к учебе, недоверие к взрослым.
Важно знать и уметь вовремя распознать симптомы материнской депрессии. Если они длятся больше двух-трех недель, женщине необходима профессиональная консультация.
Что делать?
Самое главное при проявлении любой формы депрессии в период беременности и особенно после нее - вовремя распознать ее симптомы и предпринять шаги по ее преодолению. Многие женщины скрывают эти симптомы от окружающих, потому что ощущают неловкость, стыд и вину из-за своего депрессивного состояния в то время как, по мнению окружающих, они должны быть счастливы. Они переживают из-за того, что их могут посчитать несостоявшимися, плохими матерями. В этот жизненный период депрессия может случиться с любой женщиной, Это ни в коем случае не означает, что она неадекватная или плохая мать. Депрессия - это не стыдно, депрессия - это плохо, и с ней надо бороться. Особую поддержку в преодолении депрессии женщине может оказать отец ребенка. Важно, чтобы он был полноправным участником процесса воспитания и ухода за ребенком. Возможность разделить ответственность с любимым человеком значительно облегчает состояние матери. Также в этот период женщине необходима поддержка близких людей и друзей.
Вот несколько простых советов для женщин, которые определили у себя симптомы депрессии:
- постарайтесь отдыхать как можно больше, спите, когда спит ваш ребенок;
- перестаньте пытаться все успеть. Все успеть невозможно. Сделайте сколько можете, а остальное оставьте на потом;
- не стесняйтесь просить помощи по дому у близких людей. Это временные трудности, которые пройдут, когда ребенок подрастет;
- постарайтесь побыть со своим супругом или любимым человеком наедине, расскажите ему о своих переживаниях и чувствах, не таите их в себе;
- не проводите много времени в одиночестве; чаще выходите из дому, хотя бы ненадолго, чтобы сделать мелкие покупки или просто прогуляться;
- общайтесь с другими мамами, учитесь и делитесь опытом;
- если симптомы депрессии не проходят, обратитесь за помощью к психологу.
Для матерей, находящихся в состоянии депрессии, очень важно продолжать кормление ребенка грудью.
Многие женщины, испытывающие депрессию в послеродовой период, связывают свое настроение с грудным вскармливанием малыша. Однако причина депрессии может лежать совсем в другой плоскости, а лишать ребенка грудного вскармливания не рационально, поскольку один из гормонов, выделяемых при грудном вскармливании (окситоцин), оказывает антидепрессивное действие. Многие мамы, прекратившие грудное вскармливание ребенка из-за начавшейся депрессии, не только не чувствуют себя лучше, но и отмечают ухудшение состояния.
Специальное издание "Факты для жизни", разработанное и изданное
при содействии Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), www.unicef.ru
Методические материалы
Комментировать статью "Психоэмоциональное состояние матери и ребенка"
У меня все было в точности как написано: плаксивость, чувство вины, желание все успеть и т.д. Но огромное спасибо моему мужу за поддержку и помощь, которые позволили мне прийти в себя уже на 3 неделе после родов и получать удовольствие от ухода за ребенком:)
27.10.2009 22:17:12, hbnbrИ еще,по поводу покупок,оч.удобная штука продукты на дом. Через интернет,или по телефону, сейчас много разных возможностей...Это нас выручило,вместо того,чтобы бегать по магазинам в выходные, мы с мужем спокойно гуляем с колясочкой,а продукты приедут сами. Ну не у всех пока есть машины...
24.04.2008 19:36:41, Мама я.А я месяца в 2,5-3,поняла,что проблемы надо решать по мере их поступления...Успокоилась,и по-моему все получается.Хоть я тоже одна весь день,муж только к 20.00 приезжает.Его родители в другой стране живут.С моей мамой оставить дочку я не могу,у нас это не принято,так скажем.И все,родственники кончились.А вот это загадочное пожелание: "спите,когда спит малыш" не работало ни разу,НЕКОГДА.
24.04.2008 19:29:59, Мама я.Всего 4 сообщения .
Еще по теме "Эмоциональное состояние мамы в депрессии после родов":
Психоэмоциональное состояние матери и ребенка. Женщинам с такими симптомами требуются незамедлительная помощь и лечение. Врачи в РД пошли навстречу, написали Сенечке какой-то диагноз и перевели в Филатовку.
Преждевременные роды и депрессия. Состояние мамы. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. До- и послеродовая депрессии. Часть 2. Депрессия после родов - как помочь молодой маме. Отличия и особенности третьей...
Эмоциональная задержка развития. Воспитание. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе приемных родителей.
Депрессия многодетной мамы. Съездила на море с детьми - только еще больше устала. Депрессия многодетной мамы. И муж в таком же состоянии... Две особенности поведения матери делают из ребенка личность депрессивного типа: гиперопека и полное равнодушие.
Психоэмоциональное состояние матери и ребенка. Психоэмоциональное состояние матери и ребенка. Дородовая и послеродовая депрессия - почему она Среди симптомов такой депрессии - частая смена настроения, приступы...
о послеродовой депрессии поговорить. Состояние мамы. Ребенок от рождения до года. Просто некогда. Меня подруга предупреждала о послеродовой депрессии. Ей помогали ее мама и мама мужа и материальных проблем не было совсем и ребеночек спокойный, а она в...
Самочувствие мамы после родов. Медицинские вопросы. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Самочувствие после родов. Эмоциональное состояние мамы. Беременность и роды.
Понятие "готовности" определяется удовлетворительным состоянием здоровья молодой мамы, хорошо восстанавливающейся после родов. Кто уже проxодил через роды и послеродовое состояние, нужна ли помощь в таком объеме? Я имею в виду, не напряжно ли это...
Депрессия. Эмоциональное состояние мамы. Беременность и роды. Желаю тебе скорей прийти в себя после родов, побольше тебе сил, терпения и чтобы всегда было хорошее настроение! послеродовой психоз Депрессия после родов - как помочь молодой маме.
Состояние мамы. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Психоэмоциональное состояние матери и ребенка. Дородовая и послеродовая депрессия - почему она возникает и как с ней справиться..
Беременность и характер ребенка. Состояние мамы. Ребенок от рождения до года. Девушки (особенно те, у кого ребенок не первый.. есть с чем сравнить..), а вот как вы думаете, есть ли связь между состоянием мамы во время беременности и темпераментом, характером...
Второй случай - депрессия после первого, очень долгожданного и всего лишь угнетенное Депрессия проходит, а малыш растет и радует свою маму! Тем более, мне кажется (у меня Я так думаю,что проявления депрессии,есть почти у каждой матери, в той или иной степени,и...
Психоэмоциональное состояние матери и ребенка. Существует множество причин, способных вызвать у беременной женщины и молодой матери депрессию. Склонность к депрессии может быть наследственной.
Психоэмоциональное состояние матери и ребенка. У детей раннего возраста, матери которых пережили сильную послеродовую депрессию, могут развиться эмоциональные расстройства, что влечет за собой задержку развития.
назрел вопрос - действительно ли существует зависимость между состоянием /настроением ребенка и атмосферой в семье? Психоэмоциональное состояние матери и ребенка. Дородовая и послеродовая депрессия - почему она Среди симптомов такой депрессии...
Самочувствие после родов. Эмоциональное состояние мамы. Беременность и роды. Молодая мама после родов: когда включится материнский инстинкт. Симптомы послеродовой депрессии: усталость, раздражительность, чувство вины.
Раздел: Эмоциональное состояние мамы (Девочки, вот везде пишут о родовой депрессии... Копнули - и пришли к выводу, что у меня уже года полтора глубочайшая депрессия. Была она и в беременность, была и после родов, есть и сейчас.
Эмоциональное состояние мамы. Беременность и роды. Предродовая депрессия?. Эмоциональное состояние мамы. Беременность и роды. Самое главное при проявлении любой формы депрессии в период беременности и особенно после нее - вовремя...
- Секреты молодости и красоты екатерины андреевой Рецепт красоты от екатерины андреевой
- Как нарисовать барабаны Как нарисовать барабан карандашом поэтапно
- Щадящая диета для похудения живота: рацион, правила Правила составления рациона
- Что делать с коровой, которая не встает после отела Если подняться не получается