Tрансперсональное консультирование и психотерапия. Трансперсональная психология и психотерапия Трансперсональный подход
«В научном мире сложилась достаточно неадекватная ситуация. С одной стороны трансперсональная психология заявила о себе большим количеством публикаций, научных исследований и прикладных психотехнологий. С другой стороны, в академической психологии трансперсонального направления почти не заметно (при этом направление трансперсональной психотерапии уже признано Общероссийской профессиональной психотерапевтической лигой и Министерством здравоохранения).
Уильям Джеймс был первым психологом, который использовал термин «transpersonal» (трансперсональное) в своем курсе в Гарвардском университете в 1905 году и он по праву считается первым трансперсональным психологом за свою пионерскую работу «Многообразие религиозного опыта». В ходе многочисленных дискуссий о том, как назвать новое психологическое направление, в 1968 году кругом его основателей - Э. Сутичем, А. Маслоу, С. Грофом и другими - было узаконено название «трансперсональная психология». Существует немало интерпретаций самого слова «трансперсональное». Видный транспсрсональный психолог Кен Уилбер слово «трансперсональное» поясняет как: «личное +...» и считает, что трансперсональная ориентация эксплицитно включает все остальные области личностной психологии и затем добавляет к ним более глубокие и высокие аспекты человеческого опыта, которые трансцендируют обычные и повседневные переживания. Он считает, что трансперсональное - или «более чем персональное» - это попытка более глубоко, аккуратно и научно представлять весь спектр возможного человеческого переживания. Оно включает в себя полный спектр сознания.
По определению Р. Уолша и Ф. Воон, трансперсональными можно назвать переживания, в которых чувство самотождественности выходит за пределы индивидуальной, или личной, самости, охватывая человечество в целом, жизнь, дух и космос.
Трансперсональные дисциплины изучают трансперсональные переживания и связанные с ними явления, расширяя для этого возможности различных специальных областей знания.
Трансперсональная психология - это учение о трансперсональных переживаниях, их природе, разнообразных формах, причинах и следствиях, а также о тех проявлениях в областях психологии, философии, практической жизни, искусства, культуры, жизненного стиля, религии и т. д., которые вдохновляются ими или которые стремятся их вызвать, выразить, применить или понять.
Трансперсональная психиатрия - это область психиатрии, занимающаяся изучением трансперсональных переживаний и феноменов. Ее предметное поле то же, что и у трансперсональной психологии, с особым интересом к клиническим и биомедицинским аспектам трансперсональных явлений.
Трансперсональная антропология изучает кросскультурные аспекты трансперсональных явлений и отношения между сознанием и культурой.
Трансперсональная социология занимается социальными аспектами и следствиями трансперсональных феноменов.
Трансперсональная экология изучает экологические аспекты, следствия и применения трансперсональных феноменов.
Трансперсональное движение - это междисциплинарное движение, объединяющее и интегрирующее отдельные трансперсональные дисциплины.
Эти определения характеризуют направления исследования и задачи трансперсональных дисциплин. Важно отметить, однако, что они не исключают персонального, не ограничивают типологию расширения личности, не привязывают трансперсональные дисциплины к какому-либо определенному философскому подходу или мировоззрению, к конкретным методам исследования.
Трансперсональные дисциплины не исключают и не обесценивают персональную сферу. Скорее, они помещают область персонального в более широкий контекст, охватывающий и трансперсональный опыт. Одна из интерпретаций термина трансперсональный подразумевает, что трансцендентное выражается через (trans) личное (Р. Уолш, Ф. Воон).
Трансперсональная психология - направление, возникшее в США в конце 60-х годов XX века на базе трансперсонального проекта в культуре. Основателями этого направления выступили широко известные философы, психологи и психотерапевты: А. Маслоу, С. Гроф, А. Уотс, М. Мерфи, Э. Сутич и др. В теоретическом отношении проблемное поле этого направления психологии разрабатывали психологи психоаналитического, гуманистического и трансперсонального направлений, а также передовые ученые и мыслители из других областей знания: У. Джеймс, 3. Фрейд, О. Ранк, В. Райх, К. Г Юнг, К. Роджерс, А. Маслоу, Ч. Тарт, К. Уилбер, К. Прибрам, Д. Чью, Ф. Капра и др.
В отечественной литературе отдельные аспекты исследуемой темы рассматривались в работах В. В. Налимова, П. С. Гуревича, В. В. Майкова, В. В. Козлова, Е. А. Файдыша» (В. Козлов, В. Майков, 2000 г. стр. 5, 12, 13)
Трансперсональная психология включает в себя переживания и состояния, выходящие за пределы ego, привычного отождествления с Я.
В противовес бытующему термину - изменённые состояния сознания (ИСС), которые сравнивают с нормальными (и как только к нормальным можно отнести раздражение, гнев, страх и т. п. ?) - Гроф предлагает использовать термин «расширенные состояния сознания», т. е. включающие в себя более широкий спектр объектов бытия и типов познания (например, отождествление). Мне кажется более правильным использовать термин «нормальное состояние сознания» (как нормально для человека зрение), которого мы лишены («... по земле не виденьем ходим, но верою»), в сравнении с «ссуженными, обыденными состояниями сознания», которые ограничивают спектр потока информации и осознания её. Т. е. слепотой души, и, в связи с этим, «суженное» - в том смысле, как использует этот термин Э. Шнейдман («Душа самоубийцы») - как состояние потенциально суицидное и неизбежный спутник суицида.
В моём понимании, суицидные устремления являются лишь продолжением «смертного мира» - того, что хочется забыть (по разным причинам), и что не оставляет серьёзного следа в памяти (души). Родители, социум проводят человека через процесс отчуждения от мира переживаний, провоцируя прогрессирующую слепоту души, что во внутреннем мире вызывает разлад и остроту конфликтов, а во внешнем - наркоманию и подобное. Однако, сказанное акцентирует внимание на существующей иерархии ценностей, главное же, с моей точки зрения, в том, что «мир зрячих» от «мира слепых» отличается по иным (непривычным, вечным, духовным) ценностям, на фоне которых указанные психические и социальные проблемы оказываются производными.
Западная материалистическая наука огульно отрицала любые духовные понятия и виды деятельности, включая даже те, которые на протяжении многих веков основывались на систематическом интроспективном исследовании психики. Во многих из великих мистических традиций разработаны особые методы вызова духовных переживаний, и достигнуто соответствие наблюдений теоретическим выводам не хуже, чем в современной науке.
Интересно, что многие великие учёные, произведшие революцию в современной физике: Альберт Эйнштейн, Нильс Бор, Эрвин Шредингер, Вернер Гейзенберг, Роберт Оппенгеймер и Давид Бом - находили своё научное мышление вполне совместимым с духовностью, с мистическим мировоззрением. (В. Козлов и В. Майков, 2000г. с14)
Далее В. Козлов и В. Майков отмечают новаторские представления С. Грофа о духовном кризисе, в которых он показал, что множество классифицируемых традиционной психиатрией заболеваний, таких как функциональные (неорганические) неврозы и психозы зачастую являются не болезнями, а кризисами роста. Традиционная психиатрия, нечувствительная к этому процессу, в своих классификациях замораживает его отдельные фазы как различные виды патологии, рассматривая их как ненормальности, а не как стадии эволюционного процесса стремительного преображения психики. Те, кто зачисляется психиатрией в невротики и психотики - это нередко люди, которые спонтанно встретились с мощным духовным опытом и не сумели справиться с ним. (В. Козлов, В. Майков, 2000 г., с. 114)
К трансперсональным переживаниям относятся:
I. Основанное на опыте расширение сознания в рамках «объективной действительности».
А. Временное расширение сознания.
Эмбриональные и плодные переживания.
Родовые (наследственные) переживания.
Коллективные и расовые переживания.
Филогенетические (эволюционные) переживания.
Постинкарнационные переживания.
Предвидение, ясновидение, яснослышание и путешествия во времени.
Б. Пространственное расширение сознания.
Трансценденция эго в межперсональных отношениях и переживания двойственности целого.
Идентификация с другими людьми.
Групповая идентификация и групповое сознание.
Идентификация с животными.
Идентификация с растениями.
Слияние со всей жизнью и со всем творением.
Сознание неорганической материи.
Планетарное сознание.
Внепланетарпое (экстрапланетарное) сознание.
Внетелесные переживания.
Ясновидение, яснослышание, путешествия в пространстве и телепатия.
В. Пространственное сужение сознания.
Сознание на уровне отдельного органа, ткани и клетки.
II. Основанное на опыте расширение сознания, выходящего за рамки «объективной действительности».
Спиритические и медиумические переживания.
Переживания встречи со сверхчеловеческими духовными сущностями.
Переживания других миров и встреча с их обитателями.
Архетипические переживания и сложные мифологические ряды (ход событий).
Переживания встречи с различными божественными сущностями.
Интуитивное понимание универсальных символов.
Активизация чакр и подъём змеевидной энергии (Кундалини).
Сознание универсального Mind.
Сверхкосмическая и мета космическая пустота».
(С. Гроф «Опыт исследования ЛСД-терапии», цитируется по «Практика холотропного дыхания», Breathe, М., 2000
).
Здесь уместно привести взгляд Ричарда Альперта (Рам Дасса) - в прошлом профессора кафедры психологии Гарвардского университета: «Уровень психотерапии зависит от уровня психотерапевта. Если вам посчастливится, и вашим психотерапевтом будет Будда, вы в процессе взаимодействия сможете получить просветление. Это не шутка. Действительно, если стоять в стороне от всякой мелодрамы, вы и ваш психотерапевт будете свободны от влипания в разнообразные роли. Если психотерапевт будет привязан к какой-нибудь роли, - все, что он может дать вам - это заменить одну роль, в которую вы влипли, на другую. Поэтому пациенты, которых лечат по методу Фрейда, к концу становятся фрейдизированы, а те, которых лечат по методу Юнга, - юнгизированы. Целая армия терапевтов имеет модель того, что они делают, и как все должно происходить. Всё, поступающее от пациента, проходит через этот фильтр и выходит в форме ответа, согласованного с моделью.
На протяжении восьми лет, помимо всего остального, я работал психотерапевтом в Службе Здоровья в Гарварде и Стенфорде. У меня было восемь пациентов, с которыми я работал ежедневно по методике Фрейда. После того, как я начал принимать психоделики, мне стало ясно, что модель, которую я использовал, как раз и не давала произойти реальному изменению в моем пациенте. Я считал себя врачом - это была единственная роль, доступная мне, и, как врач, я нуждался в пациенте. Роли были распределены: один из нас должен был быть врачом, другой - пациентом. У меня, так же, как у пациента, было много непонятного, но игра состояла в том, что я - врач, а он - пациент. Суть игры состоит в том, каким станет пациент по её окончании» (Рам Дасс, 1994).
Мнение кажется мне принципиально важным, т. к. (и это мы увидим в последующих главах) в правилах трансперсональной психологии отсутствуют (или предельно минимизированы) роли терапевта и пациента: лечит - переживание, ведущий же - проводник, помощник (можно конечно и это назвать ролями).
Понимание тех черт, которые выделяют трансперсональную психологию из ряда других направлений в сжатом и наглядном виде изложено в работе С. Грофа «Целительные возможности необычных состояний сознания». Текст этой, на мой взгляд, ключевой для понимания темы работы дан в приложении (цитируется по книге «Практика холотропного дыхания», Breathe, М., 2000).
Трансперсональная психология относится к современному направлению психологии, целью исследования которой является сознание и трансперсональные волнения человека, а также природа, конфигурация, первопричина и следствия. Трансперсональная психология анализирует сознание в широком спектре его проявлений: множество состояний рассудка, магические и культовые волнения, духовные кризисы, состояния близкие к смерти, формирование проницательности, развитие творческих способностей, индивидуальные ресурсы, парапсихологические феномены.
После создания таких направлений в области психологии, как психоаналитическая концепция, бихевиоризм и гуманистическая психология порой об этом направлении в психологической науке говорят, что трансперсональная психология есть «четвертая мощь».
Особенностью трансперсонального подхода является то, что при изучении психики человека значение имеют не только те данные, которые были получены предшествующими современными направлениями и иными науками, но и итоги, приобретенные в результате изысканий, полученных при исследовании различных духовных и культурных обычаев цивилизаций Востока и Запада на протяжении сотен тысяч лет.
Возникновение современного направления
Имеется индивидуальная последовательность и коннотационная взаимосвязь между гуманистическим и трансперсональным направлением в психологии. Основоположниками данных проектов была одна и та же публика, а именно: А. Маслоу, М. Мерфи, С. Криппнер, А. Уотс, Э. Сутич, и другие.
Появление гуманистической психологии можно считать итогом осмысления тех действий, которые происходили в различных государствах, как в жизни общества, так и в психологической науке в 60-е года минувшего века. В области социума этот период является многочисленным движением, созданным молодежью и имеющим отношение к контркультуре, направлением, которого был сосредоточенный отбор. Он был направлен на поиск новейших конфигураций общности индивидов, без ограничений узкими стандартами, сформированными домашним укладом, основанным на традициях и продиктованным здравым смыслом, характеризующих материальное благополучие людей и ценностной составляющей жизни.
В области психологии данное движение считалось неким протестом, связанным с подавляющим влиянием и фрейдизма, чьи идеи были ограничены объектом собственного исследования поведения человека, по сути, ликвидировав изучение рассудка и личности человека. Представители «нового движения» никоим образом не отрицали той существенной лепты, которую привнес в формирование психологии З. Фрейд, но также лицезрели в его узость и ограниченность.
Маслоу полагал, «что Фрейд дал нам психологию заболевания, а мы ныне обязаны его дополнять психологией здоровья». Значительной лептой, внесенной Маслоу в гуманистическую психологию можно считать его теорию о самоактуализации личности. Он выдвинул собственную, известную «иерархию », где на верхушке, располагается необходимость человеческого индивида в самореализации, либо согласно его собственному обоснованию «абсолютное применение способностей, возможностей и имеющихся талантов».
Гуманистическую психологию необходимо подвергать рассмотрению скорее со стороны некого движения, ведь точной теоретической наукой она так и не стала, то есть данное движение – это группа новых на тот период конструктивных теоретических подходов к человеку, как обладающему разумом и самосознанием в психотерапии и психологии.
Знаменитый специалист в области психологии и автор множества книг, относящихся больше к экзистенциальной психологии Ирвин Ялом, являющийся одним из тех активных создателей так называемой третьей волны по этому поводу писал следующее: «В громадном шатре гуманистической психологии убежище обретал любой и в скором времени там возник беспорядок, состоящий из разного рода школ психологии и направлений, которые едва ли имели возможность разъясняться между собой даже на уровне экзистенциального эсперанто. , течение, изучающее трансперсональные переживания, категории встреч, холистическая врачебная наука, тасаввуф и еще много чего другого – все это без исключения обнаружилось под одной кровлей».
Огромную роль в формировании гуманистических, а в последующем и трансперсональных основ в психологии возымела та работа, которая проводилась в Институте Эсален, местоположением его являлась Калифорния, США. Тут в различные периоды проживали те самые люди, которые, в свою очередь, в значительной степени обусловили сегодняшний вид гуманистического и трансперсонального направления в области психологической науки.
Где-то в половине 60-х годов основоположники и лица, выражающие и поддерживающие идеологию «третьей волны», пришли к выводу, что гуманистическое направление нуждается в увеличении, расширении и дополнении.
Рождение «четвертой волны»
Во вступлении ко второй части своего труда «К психологии Бытия» Маслоу сообщил о том, что полагает «гуманистическая третья психология есть некая переходная конфигурация, готовящая общество к наиболее «возвышенной» четвертой волне в психологии – трансперсональной, трансчеловеческой. Она в свою очередь будет в большей степени направлена к миру в целом, нежели к людским нуждам и заинтересованностям, в смотрящей далеко за границами людской натуры и самостоятельности в развитии человеческого индивида, его и так далее».
В процессе множества дискуссий о том, как охарактеризовать возникшее на этом фоне новейшее течение в 1968 году диапазоном его основоположников – А. Маслоу, Э. Сутичем, С. Грофом и другими было легитимировано название «трансперсональная психология». Необходимо выделить то, что в первый раз название «transpersonal» (трансперсональное) применялось ещё в 1905 году в области психологии североамериканским специалистом Уильямом Джеймсом в собственном направлении психологии в Гарвардском институте.
А также необходимо отметить и то, что свои истоки трансперсональная психология берет из исторических событий, связанных с развитием культуры и религии. Помимо Уильяма Джеймса к основоположникам данного направления до появления современного вида трансперсональной психологии можно отнести: Отто Ранка с его мыслями о полученных травмах при появлении на свет; К.Г. Юнга наполнившего психологическую науку концепцией архетипов, мифическими, общекультурными, культовыми и сверхъестественными фиксациями; Р. Ассаджиоли в прошлом психоаналитика, который в основанном им психосинтезе базировался на теоретической части оккультизма, религиозно-мистических и буддистских учениях, одолевая при их содействии европейские культурно-антропологические ограничения; помимо этого, необходимо упомянуть и трансценденталистов из Америки – Эмерсона и Торо.
Исследования трансперсональной психологии
Отличием трансперсональной направленности от гуманистической являлось то, что первая обладала желанием преодолевать те пределы предметной области изучения, которые были предопределены трудностями, связанными с самоактуализацией, творческой стороной, гуманистической психотерапией и непосредственно самой педагогической наукой.
Новейшая предметная область поглотила в себя не только свершения собранные и достигнутые к тому периоду в области научной психологии и психотерапии, подходы в виде сбережений, сохраненных не одним поколением, оккультных ценностей Востока, включающих в себя тасаввуф, буддизм, йогу, индийскую философскую систему учение – адвайта, но и обычаи шаманизма одной из древнейших культур.
Мировоззренческой базой новейшей тенденции психологической науки становятся итоги, полученные в результате современного исследования мозга человеческой особи и открытий, совершенных в сфере поведения квантовых систем (в главную очередь – это учения нейрохирурга К. Прибрама и ученого занимающегося физической наукой Д. Бома), сформировавшие обширные возможности для исследования рассудка человека.
Вследствие данных учений стало понятно, что «эта видимость, как мы полагаем, является персональным сознанием, по своей сути содержит в себе ряд возможностей многоцелевого . А эта действительность, в которой мы убеждены, считается лишь одной небольшой составляющей значительного наиболее обширного диапазона, куда мы никоим образом не можем пристроиться при помощи, безусловно, узких способностей нашего восприятия».
При изучении человеческого разума и недр его психики с обозначенных точек зрения, трансперсональное направление психологической науки выделило следующие позиции:
– установила в качестве предмета науки то количество психологического опыта, которое было предоставлено мистицизмом и религией;
– определила проблему объяснения психологии в использованном материале духовного поиска всемирных мировоззренческих и церковных обычаев за весь период существования цивилизации людей;
– внедрила революционные взгляды на внутренние упадки (кризы), как на ресурс формирования человеческого индивида, а не его несоответствие, аномалию;
– предоставила всемирному духовному опыту человечества представление с научной точки зрения, что разрешило по-новому посмотреть на человеческую особь в тех сферах, в которых он способен выйти за собственные пределы – состояние экстаза, балансирование на грани жизни и ее конца.
Основываясь при этом на виденье человека целиком с возможностью увеличения его духовности, традиционной и нетипичной общефилософской антропологии, всемирных духовных устоях, различных методах познания себя и психотерапии, например, таких как: медитация, лечение искусством, холотропное дыхание, интенсивная фантазия, психосинтез, самогипноз и многое другое.
Основные черты и картина будущего
Характерной чертой трансперсональной психологии считается объединение разных школ в области психологической науки, философии (включая и восточную, и западную), кроме того и иные науки (например, квантовая физика и антропологизм). Разнообразные психологические школы в данном направлении психологии являются только модификациями, сравнимые с «планом местности», старающиеся в большей или меньшей степени успешно описать тот или иной нередко крайне небольшой аспект реальности, однако не имеющие шанса требовать соответствия с самой действительностью.
Прикладная роль трансперсональной психологии заключается в предоставлении новейшего мнения на психическое состояние здоровья и его аномалии, снабжая при этом интегративным разноплановым подходом к человеку. Трансперсональные волнения владеют наиболее сильными целебными способностями, обладают колоссальной ролью при формировании творческих, моральных и эстетических качеств для эмоционального оздоровления социума.
Картина будущего трансперсональной психологии обуславливается тем, что как течение современной психологической науки способствует изучению гармоничных и целостных путей формирования личности, росту его созидательной деятельности и реконструкции жизни.
Способы, которые использует трансперсональная психология, в том числе активные интегративные психотехнологии, содействуют в положительных индивидуальных переменах, познанию самого себя и значимым открытиям во взаимоотношениях и осмыслении таких аспектов, как смысл жизни и смерти, согласие с самим собой и окружающим обществом, стремление к единству и воссоединению с миром в целом.
Трансперсональная психология – одна из наиболее необычных областей психологии. Основанная на ранних работах Карла Юнга, Уильяма Джеймса и Авраама Маслоу, она призвана изучать связь между разумом и телом, сознанием и духовностью. Термин «трансперсональный» означает «существующий за пределами личности». Основная идея и цель данной школы – проникнуть в более глубокие уровни сознания, заглянуть за рамки физического плана, утвердить, в конечном счете, что люди являются духовными существами в физических телах.
Эта идея не нова. Подобное можно встретить в концептах различных религиозных учений, но в отличие от любой религиозной практики, трансперсональная психология пытается интегрировать изученный материал для перевода духовных принципов на эмпирический, научный язык.
Трансперсональная психология — это научное исследование опыта измененных состояний сознания, которые в традиционной психологии классифицируются как простые фантазии или психотические эпизоды. В отличие от всего, что было ранее, трансперсональная психология изучает религиозные переживания, восточные практики, и другие альтернативные методы проявления духовных аспектов сознания. Таким образом, она признает и изучает существование человеческого опыта, выходящего за пределы физического поля.
История
Все началось в конце 1960-х годов, в Америке, и в значительной степени явилось результатом исследований психологов-гуманистов. Не случайно пионером трансперсонального подхода был один из самых известных гуманистических психологов, Авраам Маслоу.
В 1967 году Авраам Маслоу, Энтони Сутич, Джеймс Фадиман, Майлс Вич, Р. Ассаджоли, и Соня Маргулиес, по предложению Станислава Грофа, создали новое течение в психологии. Его качественным отличием от всех предыдущих психологических школ явилось положение, согласно которому, во внимание принимались не только результаты видений различных измененных состояний психики, ранее не входивших в предмет тщательного исследования, но и их тщательное изучение, систематизация, и задействование в терапии для самоактуализации пациента. Вскоре была создана Ассоциация трансперсональных психологов и выпущен журнал по трансперсональной психологии. А основание Робертом Фрагером Калифорнийского института трансперсональной психологии послужило началом образования, исследований, и научной терапии в этой области.
Возникновение
На возникновение нового течения оказали сильное влияние субкультуры и молодежные движения 60-х годов, а также волна психологических экспериментов по достижению измененных состояний через прием психоделических веществ, медитацию, и другие практики. Изучая измененные состояния, основатели трансперсональной психологии поняли, что видения и опыт, который получают люди, проходя через подобные практики, имеет систему. Зачастую результатом таких состояний является дальнейшее обогащение личности новым осознанием. Все эти проблемы выходили за уровень уже существующих традиционных психологических направлений. Тогда и возникла трансперсональная психология, как попытка создать «четвертую силу» следующую за психодинамическим, бихевиористским и гуманистическим подходами. Она должна была изучить и систематизировать результаты измененных состояний, а также выработать новый взгляд на подобные эксперименты. В то же время это была попытка интеграции законов западного научного подхода и восточных духовных традиций, таких как буддизм, индуистские веды, и йога. Как «четвертая сила», трансперсональная психология способствовала развитию исследований «высших состояний сознания», «сверхчеловеческих» способностей, уникальных свойств энергий, сущностей и «синергетических реакций».
Идея
Центральной идеей трансперсональной психологии становится утверждение: — то, что мы считаем «нормальным» состоянием, в какой-то мере ограничено. И высшая точка нашего развития, отнюдь не «оптимальное» психологическое функционирование человека, свобода от беспокойства и иррациональных негативных мыслей, не оптимистичный взгляд на происходящее. Что существуют потенциально более высокие функционирующие состояния, и именно в них наше восприятие усиливается – мы испытываем повышенное чувство связи с природой и другими людьми, становимся более сострадательными и альтруистичными, имеем более широкое представление о собственном развитии и полноценной жизни. По словам Авраама Маслоу, роль трансперсональной психологии заключается в том, чтобы исследовать «дальнейшие пути человеческой природы».
Практика
Цели трансперсональной терапии
Задачи трансперсонального психолога, как терапевта, направлены на интеграцию физических, эмоциональных, умственных, и духовных аспектов жизни. Это устранение внутренних конфликтов, усиление осознанности, облегчение самопознания, и главное - самоактуализация – «устремление личности ввысь», через полное использование талантов, способностей и возможностей (по Маслоу).
Все эти цели в трансперсональной терапии достигаются не только стандартными психологическими методами, но и через выход из привычного состояния в измененные сознания психики, посредством специального воздействия. В основе такого подхода лежат важные духовные предположения – предпосылки, выходящие за рамки стандартной психологии, но, которые трансперсональный терапевт принимает безоговорочно. Эти предпосылки и определяют контекст, в котором терапевт помогает пациенту найти новые пути к исцелению.
Предпосылки трансперсональной терапии
ü Люди — это духовные существа, имеющие физические переживания. В основе трансперсональной психологии, лежит приятие различных духовных практик и мировоззрений. Терапевты должны относиться к различным воззрениям пациентов без предвзятости и осуждения.
ü Человеческое сознание многомерно. Основными измерениями человеческой жизни являются тело, ум и душа. Ум в трансперсональной психологии рассматривается на трех уровнях: сознательный ум, подсознание, и бессознательное, хотя некоторые психотерапевтические подходы сочетают подсознание и бессознательное.
Если у пациента присутствуют особые религиозные воззрения о душе человека, то такие воззрения считаются духовным убеждениями пациента, каковы бы они ни были, и становятся частью терапии.
ü Каждый способен достигать особых состояний — выходя за пределы своего «Я». Эти трансцендентные переживания часто инициируются и руководствуются терапевтом, использующим любые методы, которые являются частью духовных убеждений пациента.
Иногда пациенты могут достичь трансцендентного состояния самостоятельно. Например, во время творческого процесса, при сильном вовлечении в него, когда могут появляться замечательные новые идеи, или человек неожиданно разрешает свои давние внутренние проблемы.
ü Каждый человек имеет внутренний источник мудрости. Некоторые называют это душой, а многие просто считают ее частью некоего целого высшего разума (например, буддистские воззрения).
Методы трансперсональной терапии
Для более глубокого опыта самосознания терапевты трансперсональной школы используют когнитивные действия, или методы, которые часто становятся впоследствии пожизненными инструментами для пациентов.
Эти инструменты включают в себя многолетние практики, например, такие как медитация или йога. Они также используют гипноз для более быстрого нахождения внутренних конфликтов и проблем.
Выбор соответствующих инструментов зависит от пациента и его духовной приверженности. Терапевт может предписывать медитацию, интерпретацию сновидений, управляемые образы, или молитву, и т. д. Спектр очень широк. В некоторых случаях это воздействие различных техник для изменения состояния, таких, как например, гипноз. Терапевт может порекомендовать духовные практики с физической составляющей, такие как тайцзи, цигун или айкидо.
Слияние восточной, западной традиции, принадлежность пациента к конкретной этнической философской и духовной мысли, все должно быть учтено для наилучшего результата. Палитра методов трансперсонального психолога довольно обширна. Цель же одна - направлять пациента к самоактуализации. Соответствующий выбор методов лечения требует от терапевта четкого диагностического понимания того, как пациент видит себя, окружающий мир, и конкретную жизненную ситуацию.
Методы трансперсональной терапии:
- использование лекарственных психостимуляторов;
- дыхательные техники;
- воздействие на зрительные и слуховые анализаторы;
- визуализация и работа с воображением;
- метод инициации измененного сознания через религиозные западные и восточные практики, мистицизм, шаманизм.
Наиболее популярными и действенными считаются следующие методы:
- Метод холотропного дыхания;
- Ребёфинг;
- Тета-хилинг.
Станислав Гроф
Основателем метода холотропного дыхания стал трансперсональный психолог чешского происхождения, пионер психотерапии ЛСД и ведущий специалист в мире по неординарным состояниям сознания, Станислав Гроф. Он был одним из первых психотерапевтов, использующих ЛСД в исследовательской среде в 60-х годах для изучения измененных состояний.
Гроф руководил программой по изучению влияния на человека воздействия психоделических препаратов, меняющих сознание, и хотя впоследствии на использование психоактивных препаратов был наложен запрет, Станислав Гроф создал авторскую методику по холотропной терапии.
Автор определил свой подход, как самопознание через измененные состояния психики. Основной целью концепции Грофа является работа личности над восстановлением собственной целостности. Он совмещал в своей терапевтической работе несколько методов по изучению измененных состояний сознания человека, например, прием психоактивных препаратов с нефармакологическим влиянием на сознание личности.
Результатом исследований явился метод холотропного дыхания, предложенный Грофом.
Холотропное дыхание
Холотропное дыхание – метод погружения человека в собственное бессознательное. Посредством техники глубокого учащенного дыхания с высокой интенсивностью, человек приводится в состояние, когда пробуждается поток энергии, направленный внутрь себя. Ему сопутствуют спонтанные движения, позы, звуки, рождаемые возникающими мыслеобразами. Этот энергетический поток действует во все время рефлексии до угасания и полного расслабления тела. Через такое воздействие, направленная внутрь энергия самостоятельно находит путь к восполнению, и преображающему исцелению личности. Снимаются зажимы, переосмысляются внутренние переживания, высвобождается подавленный ранее потенциал.
Цель терапии - восстановление целостного «Я», когда человек обретает ключи на пути к преображению. Происходит освобождение от различных комплексов: нерешительности, зацикленности, страхов, созависимостей, через обретение нового опыта собственных действий во время возникновения мыслеобразов. Далее полученный опыт выносится в реальные ситуации, и реальность личности также меняется.
Ребефинг
Ребёфинг – дыхательная техника, и часть философии, созданной Леонардо Орром. Метод призван, через специальные манипуляции с дыханием, создать прецедент для высвобождения энергии. Заключается в способе дыхания без паузы между вдохом и выдохом, что достигается частыми и глубокими вдохами и мягкими расслабленными выдохами.
Ребёфинг имеет два основных значения, по словам его создателя: это наука о дыхании, изменяющем сознание, и прерывание цикла рождения-смерти в сознательной, вечной жизни Духа.
Если психоанализ строится на возвращении взрослой личности в период детства, чтобы найти и переосмыслить травмы, полученные в прошлом, то ребёфинг, помимо прочего, включает осознанное возвращение еще дальше, в перинатальное состояние. Техника заставляет переосмыслить все этапы данного состояния, а так же этапы рождения, для осознания и переработки травмы рождения и для устранения негатива, связанного с переживанием этих событий.
Одним из обязательных и ключевых моментов техники считается безусловная вера в эффективность этого метода у пациента.
Тета-хилинг
Техника была создана американкой Вианной Стайл. Она заключается в достижении особого состояния работы мозга. При этом факт присутствия такого состояния может фиксировать энцефалограф.
Тета-хилинг, как состояние, это изменение активности мозга и вывода его работы на определенную волну. Упражняясь в технике тета-хилинга, благодаря тренировкам, и посредством медитативных состояний, человек должен научиться чувствовать особое энергетическое поле, которое дает зрительные образы, творческие озарения и инсайты.
Существуют различные технологии перехода к тета-состояниям, например, визуализация внутренних ощущений. Целью подобных состояний является обретение необыкновенного спокойствия, при полной концентрации внимания на ощущениях и отключения мыслительных процессов. Все это способствует достижению основной цели любых трансперсональных практик - процессу самоактуализации личности.
Критика
Основным аспектом критики трансперсональной психологии является сомнение в научном статусе ее исследований и заключений, несмотря на популярность и большое число ее приверженцев. В работах ряда критиков трансперсональная психология обвиняется в неомистицизме и рассматривается как форма паранауки или квазинауки.
Также, в качестве основных проблем трансперсональной терапии можно назвать следующие:
- манипуляции со стороны практикующих терапевтов с сознанием пациента не с точки зрения научного метода, а с позиции некоего псевдо гуру;
- интерпретация эмоциональных проблем как нормы духовного развития;
- признание мистических культов, которые не всегда имеют под собой высокую нравственную основу;
- использование психотехник, которыми могут злоупотреблять различные «тренеры», «психологи-целители» и другие шарлатаны;
- некритическое отношение к галлюцинаторным переживаниям, не всегда имеющим психотерапевтическую ценность.
Трансперсональная психология возникла на основе психоаналитических и гуманистических взглядов. Данное направление психологии делает акцент на бессознательной структуре психики человека и изучает измененные состояния сознания. Кроме того, обращает внимание на трансперсональные («надчеловеческие») переживания, которые существуют вне рамок обычного состояния Эго и выходят за пространственно-временные рамки.
История возникновения
Начало формирования данного течения психологии относится к концу 60-х годов XX века. Трансперсональная психология берет свои корни из психоаналитического направления (К.Юнг) и гуманистической психологии (А.Маслоу). Работы данных исследователей о существовании коллективного бессознательного, о том, что люди неосознанно (бессознательно) влияют друг на друга, о роли «пиковых переживаний» в формировании личности послужили толчком для открытия этого нового течения психологии.
Исследователи того времени всё яснее стали осознавать тот факт, что в психологии до сих пор не были учтены духовные пласты человеческой личности. Основатель гуманистической психологии А.Маслоу не был доволен тем категориальным аппаратом, который они имели на данный момент. С его точки зрения необходимо было изучать и трансперсональное, выходящее за рамки обыденного сознания человека, «надчеловеческое», космическое сознание и психоделические переживания. Так в 1967 году в США была организована группа психологов, создавшая новую психологию, изучающую необычные особенные состояния сознания, учитывающая всю широту переживаний человека. Новое течение психологии получило название «трансперсональная психология» от слова «трансперсональное» - выходящее за границы привычного Я, за рамки времени и пространства. Представителями данного направления стали А.Маслоу, Э.Сьютич, С. Гроф, Дж.Фейдиман, М.Вич, С.Маргулис.
Данными представителями была создана «Ассоциация трансперсональной психологии», а также выпущен «Журнал трансперсональной психологии». Позже (в 1975 году) Робертом Фрейджером был создан Институт трансперсональной психологии в Калифорнии. Однако признание в научных кругах трансперсональная психология долгое время не приобретала. Данное направление психологии считалось паранаучным. В 1996 году было открыто отделение трансперсональной психологии в Британском психологическом обществе. Благодаря этому трансперсональная психология всё же приобрела ограниченное признание в научных кругах .
Основные идеи трансперсональной психологии
Существует бессознательный компонент в структуре психики человека. Бессознательное действует на поведение, мысли и на всю жизнь человека. Как и психоаналитическое направление, трансперсональная психология предполагает, что в бессознательный пласт психики человека включены различные события жизни, которые были вытеснены из сознания в силу различных причин. Кроме того, данная структура психики несет в себе и воспоминания, не связанные с жизнью конкретного человека: это могут быть воспоминания о различных воплощениях себя, коллективное бессознательное и прочее.
Недвойственность (целостность): трансперсональная психология призывает обращать внимание на неразделимость духовного и психологического взглядов на человека. Но первостепенное значение данное психологическое направление отводит духовности.
Трансперсональная психология изучает сознание, которое способно в определенных состояниях выходить за границы своего обычного состояния, за границы своего Эго. Такое расширение границ Эго, происходящее в момент погружения человека в измененные состояния сознания, приводит к высвобождению человека, его оздоровлению и приобретению целостности.
Использование различных техник и практик, для обращения человеком внимания на свой внутренний мир. Испытывая определенные трансперсональные переживания, человек претерпевает изменения, которые помогают ему находить себя, ощущать целостность с миром, разрешать свои экзистенциальные проблемы.
Трансперсональная психология С.Грофа (метод холотропного дыхания)
Ученый занимался исследованием проникновения в бессознательную часть человеческой психики в измененном состоянии сознания. Данное погружение осуществлялось с помощью психоделических средств. В дальнейшем, когда психоделики оказались запрещенными, автор разработал новый метод входа в измененное состояние сознания – холотропное дыхание.
С. Гроф обнаружил, что существует несколько барьеров, с которыми сталкивается человек, перед тем как выйти на уровень бессознательного (с помощью ЛСД или с помощью метода холотропного дыхания) :
- сенсорный барьер: при проникновение в бессознательное, сначала активируются органы чувств;
- индивидуальное бессознательное: воспоминания из прошлого, то, что вытеснено из сознания (например, неразрешенный конфликт, психотравмы);
- «перинатальные матрицы»: переживание смерти и нового рождения;
- трансперсональная область психики: взаимосвязь человека с космосом, в этот момент сознание человека выходит за пределы пространства и времени.
С.Гроф утверждает, что большинство проблем в жизни человека (межличностных, внутриличностных и психосоматических) связаны с одним из представленных уровней и коренятся на одном из них. Поэтому для того, чтобы решить свои проблемы, человеку необходимо встретиться и пережить их на одном из этих уровней. Для этого и был разработан метод холотропного дыхания. Суть метода заключается в частом глубоком дыхании, в результате которого человек выходит в измененное состояние сознания. Постепенно активизируется внутренний поток энергии, при этом задача человека идти за этим потоком. Человек поддается всему приходящему: издает звуки, принимает различные непроизвольные позы, испытывает различные эмоции. Таким образом, весь накопившийся в подсознании, мешающий человек жить материал, высвобождается и человек освобождается (расслабляется).
Психосинтез Р.Ассаджиоли
С точки зрения Ассаджиоли, сторонника идей психоанализа, все проблемы человека связаны с тем, что он утрачивает внутреннюю целостность, гармонию. Некоторые стороны психики человека начинают противоречить друг другу и происходит их разъединение. Подобный процесс (отсутствие целостности, синтеза) приводит к различным заболеваниям.
Для того, чтобы осуществить объединение разрозненных частей психики, Ассаджиоли разработал метод психосинтеза.
Ассоджиоли выделяет два этапа психосинтеза:
- Личностный психосинтез (объединение всех разрозненных элементов личности в единое целое). На данном этапе формируется здоровая личность.
- Духовный психосинтез (работа с различными уровнями психики – трансперсональная область). На данном этапе человек приобретает ощущение той энергии, которая раньше была ему недоступна и учится использовать её в жизни.
Перемены в своей жизни благодаря практическому методу психосинтеза человек испытывает не сразу. С точки зрения Ассаджиоли человеку необходимо время для того, чтобы принять новый опыт, «должно состояться созревание психического плода» .
Таким образом, с точки зрения трансперсонального направления человек обладает доступом ко всей информации Вселенной и связан со всем человечеством. Представители данного направления делают упор на высвобождение новой энергии, избавление от различных проблем через измененные состояния сознания. С помощью различных техник, разработанных данным направлением психологической науки, человек исцеляется и приобретает целостность в отношениях с миром.
Литература:
- Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001
- Гроф С. За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. – М., 1992.
- Ассаджиоли Р., Ферруччи П., Йоуменс Т., Крэмптон М. Психосинтез: теория и практика. – М.: REFL-book, 1994.
- Секреты молодости и красоты екатерины андреевой Рецепт красоты от екатерины андреевой
- Как нарисовать барабаны Как нарисовать барабан карандашом поэтапно
- Щадящая диета для похудения живота: рацион, правила Правила составления рациона
- Что делать с коровой, которая не встает после отела Если подняться не получается