Учимся писать. Учимся писать Развитая мелкая моторика
Умение писать – это один из самых важных навыков наряду с чтением, которым должен овладеть любой человек (см. также: ). Многие родители необоснованно считают, что начинать учить ребенка надо как можно раньше, что именно это умение является высшим показателем уровня развития. Так ли это? Многие специалисты сходятся во мнении, что не стоит начинать учить ребенка письму до тех пор, пока ему не исполнится 5-6 лет. Обучение красивому письму дошкольника - занятие не из простых, требуется собранность, усидчивость и внимательность.
Все родители хотят гордиться своим чадом и пытаются научить его писать в раннем возрасте. Но такой подход может только навредить, если не знать, как правильно заниматься с ребенкомДети же в возрасте 3-4 лет, в основном своем числе, непоседы. Они хотят бегать, прыгать, играть, но никак не выводить какие-то буковки и циферки в скучных прописях. Если же вы все-таки решились обучить ребенка письму, то запомните: теперь вам надо будет заниматься с малышом чистописанием регулярно, иначе спустя время он может забыть все, чему вы его научили!
Не каждому могут понравиться эти занятия, поэтому буквы и цифры он может начать писать быстро и неаккуратно, желая как можно быстрее с ними закончить и перейти, в конце концов, к каким-нибудь более интересным делам. Все это может привести к выработке некрасивого почерка, что исправить будет потом не так уж и легко. Разберемся, о чем говорят специалисты: стоит ли начинать учить детей писать в дошкольном возрасте, насколько эффективны будут подобные занятия и их последствия?
Стоит ли родителям учить писать ребенка до 5 лет?
Учить крох писать в 3-4 года не стоит по ряду причин:
- У детей теряется чувство новизны, свойственное обучению в школе. Когда школьник понимает, что все, что они начинают проходить на уроках, а именно прописи цифр и букв, он теряет всякий интерес к учебе. Ребенку становится скучно и лень выполнять задание. Ни о каком стимуле и радости узнавать новое каждый день речь уже не идет.
- Навыки письма оказываются неправильными. Два эксперта в области детского развития (ученый-физиолог Марьяна Безруких и специалист по раннему развитию Лена Данилова) убеждены, что закладка навыков письма, в том числе чистописание и скоростное письмо, происходит не за один год, а постепенно. На это уходят годы. Не стоит бросать все свои силы на то, чтобы научить малыша красиво писать. Все это может негативно отразиться на всей его манере письма в будущем.
Правильную осанку необходимо формировать с самого раннего возраста, как только кроха возьмет свой первый карандашик и сядет рисовать за стол. В будущем это поможет избежать многих проблем с позвоночником
На первых порах для обучения будет достаточно подготовительной базы. Научите кроху сидеть за столом в правильной позе, а также обучите тому, как захватывать карандаш или ручку. Со временем можно начинать процесс обучения, но помните, что важно соблюдать последовательность в своих обучающих приемах. Каждую цифру и каждую букву стоит объяснять отдельно, поясняя и сравнивая. Полноценно оценить прием написания той или иной буквы ребенок способен только ближе к 5-6 годам.
Торопливость в обучении всегда только вредит, особенно важно не спешить на первых порах. Подгоняя ребенка, вы спровоцируете у него появление ошибок в написании отдельных элементов.
Все чаще будут иметь место неправильности в высоте и ширине, наклоне. Соединять буквы в слова малышу станет практически невозможно. Тогда, придя в первый класс, ребенок попадет в руки педагога, который будет вынужден исправлять многие ваши ошибки.
Когда следует начинать?
Дорогой читатель!
Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !
Обычно, именно в школе мы учимся красиво писать буквы и цифры. Обучение письму там происходит в несколько этапов: сначала детям показывают как правильно сидеть за школьной партой, потом - как нужно держать ручку или карандаш. Учителя дают ребенку первые представления о буквах и цифрах, рассказывают о том, какой высоты и ширины должны быть линии и наклоны в них, показывают как правильно соединять их между собой.
Раннее освоение аккуратного письма цифр и букв не гарантирует сохранность этого навыка в будущем. Важно поставить руку так, чтобы ребенок минимально уставал в процессе работы. Это умение, равно как и навык к красивому почерку, складывается из регулярных занятий. Кроху, который любит бегать и прыгать, с трудом можно заставить посидеть за тетрадкой. Когда родителям это все же удается, то единственная цель у него: побыстрее все закончить, чтобы все отстали, и дальше побежать играть. Такой неправильный подход рискует испортить детский почерк на долгое время.
Ребенок должен сам захотеть учиться писать, а до этого времени занятия можно проводить в игровой формеСделаем вывод: с ребенком желательно заниматься в игровой форме. Любая обучающая деятельность должна преподноситься легко и непринужденно. Не спешите сажать малыша 3-4 лет за прописи и тетрадки в линейку. Подождите пару лет, тогда ваши с ним успехи будут более ощутимыми и не такими вымученными. До этого времени следует лишь готовить маленькие ручки к будущему письму.
Подготовка дошкольника к овладению навыками письма
Все выше перечисленное не говорит о том, что 5-6 летнего малыша совсем не нужно готовить к школе, ведь перед тем как он начнет обучаться письму, необходимо овладеть самыми различными умениями. Тут, как раз, помощь родителей окажется совсем кстати. Для этого необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики и координации движений. Благодаря полноценному развитию, ребенок сможет в будущем писать красиво, так что и его, и ваш глаз будет радоваться. Научите кроху делать все аккуратно, проявлять усердие и внимательность. Именно такие навыки следует развивать у детей в дошкольный период. Мы говорим о возрасте с 2 до 5 лет. Для этого помогут вам следующие виды занятий.
Упражнения для развития мелкомоторной функции
Развивать мелкую моторику можно разными способами, например, лепкой из пластилина
- пальчиковая гимнастика: прекрасный вариант размять непослушные пальчики – сыграть вместе в игру под названием «Твистер», только пальцами;
- сделать театр теней при помощи рук;
- делать аппликации из всевозможных материалов (цветная бумага, фетр, осенние листья, зерна и прочее);
- обучение вырезанию (сначала простых фигур, потом более сложных картинок);
- делать рисунки на манке, песке (рекомендуем прочитать: );
- складывание, моделирование из бумаги, оригами;
- конструирование;
- плетение браслетов и фигур из резинок;
- занятия с сыпучими и мелкими предметами (крупами, бобовыми, камешками): повторение рисунка, составление мозаики, нанизывание макарон на ниточку и пр.;
- лепка из глины, теста, пластилина;
- прописи, раскраски, рисование.
Напоминайте о важности осанки. Уделяйте большое внимание положению за столом. В будущем, во время сосредоточенности на процессе письма, контроль осанки будет осуществляться на подсознательном уровне.
Очень важно с раннего возраста научить кроху держать карандаш. Сегодня в продаже есть удобные карандаши трехгранной формы толстого диаметра. Благодаря им ребенку будет проще освоить этот навык. Также в продаже имеются специальные насадки на карандаш, которые учат правильному захвату.
Не занимайтесь одним и тем же видом деятельности очень долго. Чередуйте занятия, а также не забывайте про минутки отдыха, когда важно дать пальчикам и ручкам возможность отдохнуть и снять напряжение.
Существует множество красочных интересных прописей для младшего возраста, где малыш научится обводить, штриховать и многое другоеНеплохо зарекомендовала себя методика обучения письму, разработанная М.Т. Стрижаковой. Называется она «От рисунка к букве». Раскрашивать и заштриховывать рисунки любят все дети. Способ штрихования можно использовать и в тетрадях для прописей с широкими или узкими линейками.
Интересны могут оказаться прописи для малышей. В таких обучающих пособиях даются задания обвести контуры, рисунки, фигуры, цифры по точкам. Помните, все мы учимся, а значит для всего нужно время и отсутствие спешки.
Что надо знать при обучении письму?
Если дошкольник сам попросит вас научить его писать, то во время обучения придерживайтесь следующих правил:
- обязательно хвалите малыша во время занятий за любой его успех и не ругайте, если вдруг что-то у него не получилось;
- начинайте учение с простых заданий, сначала рисуйте по точкам, потом по пунктирам;
- только после того когда малыш поймет как выводить печатные буквы и цифры, уже можно переходить к написанию прописных букв.
Нет никакой необходимости тратить много времени на занятия, хватит и 20 минут в день. Их будет достаточно для того, чтобы ребенок мог чему-то научиться, но при этом не заскучал и был всегда заинтересован.
Написание цифр должно быть осмысленным, поэтому следует, в первую очередь, выучить счет до 10. Начать заучивать цифры можно уже к 4-5 годам, а когда уже будете прописывать их с ребенком, обязательно проговаривайте ему названия, чтобы запоминал.
Итак, с чего начать:
- Научите малыша ориентироваться в расположении элементов клетки. Он должен уметь определять ее стороны, верхние и нижние границы, разделять клетку на 4 одинаковые между собой части, находить ее центр и углы.
- Важным этапом является обучение ребенка соблюдению угла наклона во время написания цифр. Определить наклон можно следующим образом: проведите отрезок, который будет соединять верхний правый угол вашей клетки с точкой, поставленной на середине нижнего ребра.
- Прежде чем перейти непосредственно к написанию цифр, ребенок должен потренироваться рисовать черточки, галочки, круги, полуовалы. Именно из этих элементов состоят все числа.
Важно! Цифра по высоте всегда равна размеру клеточки в прописи или тетради, таким образом, она занимает практически всю часть клетки. Правый край цифры всегда соприкасается с правой стороной клеточки, не выходя за ее края.
Рассмотрим на примере написание цифры 0 и 1. По аналогии вы сможете самостоятельно обучить ребенка правильному написанию:
Купите или скачайте математические прописи. Сначала непоседа должен обводить цифры по точкам, потом пунктирам. На одной строчке примеры должны повторяться по 2-3 раза, чтобы можно было все время ориентироваться на них. Можете приобрести для малыша и трафарет, ему обязательно понравится обводить по нему различные знаки. Для предотвращения потери интереса и скуки во время занятий с прописями дайте своему чаду возможность рисовать рядом с циферками кружочки, солнышко или же сердечки. С подобными развлечениями мы учимся и усваиваем новый материал быстрее.
Учим цифры по точкам
Прописи-раскраски с цифрами
Буквы
Прежде чем начать выводить буквы, ребенок должен освоить алфавит, разобраться в том, как выглядит тот или иной знак. В этом ему обязательно помогут прописи с печатными буквами. Обратите внимание вашего малыша на границы строчек, объясните ему, что буквы надо писать так, чтобы они не выходили за эти рамки. Проводите с ним занятия по чистописанию в форме игры, сравнивайте буквы с различными предметами. Например, «О» вы можете сравнить с надувным кругом, «С» – с месяцем, «У» – с рогаткой. Так ваши занятия будут проходить веселее и увлекательнее, а будет легче запомнить названия и внешний вид.
Написание прописных букв начинайте изучать только после того, как ребенком будут хорошо освоены печатные буквы. Сначала несколько раз покажите как правильно прописывать новый знак. Комментируйте свои действия, рассказывайте, как и куда вы ведете линии, из каких элементов состоит буква. Потом напишите эту букву совместно, помогайте дошкольнику в его первых опытах с написанием. Для лучшего понимания можете пальчиками в воздухе показать, как надо, а затем попросите малыша повторить за вами. Как только у него это получится, можете дать ему время для самостоятельного написания.
Занимайтесь со своим ребенком, развивайте его фантазию и воображение, тренируйте мелкую моторику и координацию движений, хвалите каждое его достижение. Тогда вы обязательно сможете научить малыша писать, не тратя при этом много времени и нервов!
Приветствую всех читателей блога «ШколаЛа» в новой важной теме.
«Как научить ребенка красиво писать?», — над этим вопросом ломает голову не одно поколение родителей младших школьников. «Как курица лапой!» «В тетради грязь!» «Объясняешь, показываешь, поправляешь – а все равно вместо букв какие-то каракули получаются!» Знакомо? И хочешь ребенку помочь, но вот только как? Что ж, давайте разбираться вместе.
Но только давайте прежде выясним, а надо ли? А может пусть себе ребенок пишет, как Бог на душу положит. Почерк – это же не самое важное в жизни. Тем более, что сейчас во взрослой жизни все в основном на клавиатуре тексты набирают, а не вручную пишут.
Ну так это же во взрослой. А в школе в основном все по старинке, ручки тетрадки и много-много записей. И если ребенок пишет некрасиво и неаккуратно, то ждите снижения успеваемости по всем фронтам. Включая и устные предметы. Ведь учителя географии, истории, биологии тоже хотят видеть в тетрадях чистоту и порядок.
И пока ребенок учится в 1, 2, 3 или 4 классе ситуацию с некрасивым почерком можно поменять. Для этого нужно знать, что влияет на красоту почерка. Чтобы буковка к буковке, циферка к циферке, и все одинакового роста и прям как по линеечке. И тетрадки все хоть на выставку отправляй.
План урока:
Основные составляющие каллиграфического успеха
Развитая мелкая моторика
Ребенок не сможет нормально быстро и красиво писать, если к этому не подготовлена его мелкая моторика. Мышцы руки должны быть готовы к предстоящим в школе нагрузкам. А для этого их нужно развивать.
Для этого подходят такие задания-развлечения как:
- рисование и раскрашивание карандашами;
- лепка из пластилина;
- конструирование из мелких деталей, например, из конструктора «Лего»;
- бисероплетение;
- оригами;
- работа с ножницами;
- перебирание круп и т.п.
Этим можно заниматься хоть каждый день и не только моторику тренировать, но и удовольствие получать.
Не обращать внимания на развитие мелкой моторики глупо не только с точки зрения красивого почерка, но и с точки зрения развития мышления, памяти, воображения. А без них в школьной жизни никуда.
Крепкая спинка
Казалось бы, как связаны физкультура и спорт с красивым почерком? Оказывается, связь-то прямая! Ровная спинка, крепкий плечевой пояс, надежная осанка, все это позволит ребенку сидеть за партой или за письменным столом правильно, ровненько.
А поза во время занятия письмом также влияет на почерк. Трудновато будет писать красивые буквы, развалясь на столешнице или согнувшись в три погибели.
Так что, «На зарядку становись!» Ежедневный простой комплекс утренних упражнений приблизит ребенка к красивому почерку. Зарядке на блоге «Школала» посвящена , обязательно почитайте.
Правильная ручка
Ручки бывают разные:
- гелевые и шариковые;
- тоненькие и толстенькие;
- гладенькие и шершавенькие;
- красивые и не очень.
Какую же выбрать для младшего школьника?
В выборе стоит ориентироваться на физиологию детской руки. Кисти рук у нас пока маленькие, не окрепшие. Поэтому толстые, тяжелые «перья» откладываем в сторону.
Здорово, если ручка будет красивой, но, согласитесь, это не главное.
Вибирая между гелевыми и шариковыми предпочтение стоит отдать последним. Гелевые ручки имеют обыкновение резко перестать писать или царапать бумагу, а также гель очень хорошо размазывается по бумаге.
Стержень ручки должен быть тонким и оставлять за собой аккуратный тоненький след. Покупая ручку в магазине проверьте ее в деле, она должна легко и просто скользить по бумаге, не требуя особых усилий.
Если ручка сделана полностью из металла или пластмассы, то это не самый лучший выбор. Пальцы ребенка будут по ней скользить. Лучше выбрать ручечку, у которой на месте ее захвата пальцами есть специальная резиновая накладка с ребрышками или пупырышками.
Ну и еще, учитель наверняка будет вам очень признателен, если вы откажетесь от ручек с кнопками, которыми можно очень весело щелкать на уроках.
Правильный захват ручки
Если ребенок держит ручку вот так
или вот так
Как думаете, получится у него красиво писать? Может и получится, но только письмо будет очень медленным. Поэтому стоит обратить особое внимание на правильное удержание ручки.
А правильно это как? А это когда ручка лежит на среднем пальчике, удерживается подушечкой большого пальца и прикрывается указательным. А мизинец и безымянный служат для опоры руки и скользят согнутые по бумаге.
Вот здесь и возникают трудности. Ну никак наши маленькие школьники не могут привыкнуть к правильному положению ручки и как только ее не хватают.
К счастью, дорогие родители, есть вполне конкретные способы исправить это положение. Сейчас я вам о них расскажу и покажу. Специально сняли с моим сыном первоклассником Артемом для вас видео.
Способ «Пинцет»
Это упражнение поможет ребенку понять, как надо ее держать, эту непослушную ручку шариковую. Смысл в том, чтобы захватить ручку тремя пальчиками (большим, указательным, средним) за самую верхушку и постепенно, соскользнуть пальчиками вниз. Ручка в этом случае сама ляжет в руку так, как нужно. Посмотрите видео.
Способ «Контрольная точка»
Прежде чем приступать к выполнению каких-либо письменных работ нарисуйте на среднем пальчике ребенка яркую точку. Это будет местом приземления ручки. А на ручке можете наметить с помощью цветного скотча или изоленты нижний предел, за который пальчикам опускаться нельзя.
Способ «Резиночка»
Правильно удерживать пишущий инструмент поможет обычная банковская резиночка. Отличный тренажер. Накидываем резинку на ручку и на запястье ребенка. И вуаля! Ручка лежит в руке как надо. Кстати, это еще и мышцы руки хорошо тренирует.
Способ «Салфетка»
Еще одно отличное и простое упражнение. Сложите обыкновенную салфетку так, чтобы ребенок мог удержать ее мизинчиком и безымянным пальцами прижав к ладошке. Итак, мизинец и безымянный заняты и в процессе письма участие принять не могут. Остаются только правильные «пишущие» пальцы.
Способ «Ручка-самоучка»
Не будем забывать и о спец-приспособлении под названием ручка-самоучка. Это ручка, на которую можно надевать специальную насадку. Насадка чаще всего выглядит как красивая игрушка. Ручку с такой накладкой просто невозможно взять неправильно. Сами мы ее не пробовали, но слышали много положительных отзывов.
Тренажер для правшей «Ручка-самоучка» | Купить с доставкой | My-shop.ru
Тренажер для левшей «Ручка-самоучка» | Купить с доставкой | My-shop.ru
Этих пяти способов, если практиковать их постоянно, будет вполне достаточно, чтобы ребенок понял и запомнил как нужно ручку правильно держать.
Хорошо, моторику тренируем, ручку правильно держать учимся. Что еще? Каков третий принцип?
Тренировки
Без постоянных тренировок в этом деле никуда! Тренироваться нужно постоянно, и в процессе подготовки к урокам, и вне этого процесса. Тут вам на помощь придут различные прописи. Для учеников 1 класса можно взять прописи по возрасту, можно даже приобрести дополнительный набор прописей таких же как и в школе.
Ну а для детишек постарше для учеников 2, 3 и 4 класса прекрасно подойдет упражнение на списывание. Просто берете любой текст и переписываете его в тетрадку. Это упражнение, ко всему прочему, поможет ребенку привыкнуть к списыванию. Ведь в школах сейчас не только сочинения, изложения и диктанты пишут, но и периодически проводят так называемые контрольные списывания.
Упражнения на штриховку, обводку и рисование по клеточкам тоже никто не отменял. О них подробнее можно почитать .
Всего перечисленного выше, дорогие родители, хватит для того, чтобы сделать почерк ребенка если не каллиграфическим, то хотя бы очень и очень приятным. Да, и еще, советую почитать статью о дисграфии, она может сделать невозможным красивый почерк.
Желаю вам терпения и упорства, а вашим маленьким школьникам успехов в учебе и крепкого здоровья.
До новых встреч, в новых интересных статьях!
Всегда ваша, Евгения Климкович
Несколько месяцев назад мы с Сашей начали заниматься с шершавым алфавитом. Сначала пытались делать все как положено по методике. Но, этот вариант не очень подошел. Поэтому потихонечку у нас нарисовалась своя система (если это можно так назвать) занятий. Кому интересно, выглядит это так.
За одно занятие рассматриваем 2 буквы (одну новую и одну повторяем). Порядок букв значения не имеет. Нужно лишь обращать внимание, чтобы буквы не были похожими (нельзя вместе Е и З, или Л и М, ну и т. п.). Буквы, распечатанные на обычной бумаге я вешаю на доску, чтобы напоминали о себе. Дальше Саша обводит шершавые буквы пальчиками.
Потом делаем обводочки. На печатный вариант кладем лист тонкой бумаги и Саша обводит контур фломастером. Кстати, буквы на фото, Саша полностью обвела сама, без моей помощи вообще. Первые буквы, конечно, получались кривые и часто приходилось помогать. А к середине алфавита, как это заметно по фото, дочка "набила руку".
Эти два упражнения составляют основную часть занятия. Т. е. если мы занимаемся буковками, то эти 2 вещи делаем всегда, а все остальное не обязательно, что захочется из предложенного.
Саша пишет буквы на крупе. Опять же на этом фото, исключительно Сашина работа. Что я ее просила написать, то она и написала. Я сама была немного в шоке. Конечно, далеко не со всеми буквами все так красиво получается. А к концу алфавита, дочка вообще перестала любить писать их на крупе. Теперь на доске выводит.
Так же Саша клеит буквы бусинками с помощью пинцета и пальчиков,
Находит печатные буквы в магнитной азбуке,
Ищет буквы в словах и вместе раскладываем слова по картинкам,
Слушает стихи из азбук,
И с электронного плаката,
Пишет печатные буквы по трафарету.
Есть еще у нас кубики с буквами, но Саше они не интересны. Я уже давно поняла, что конкретно моему ребенку совершенно не подойдет система Зайцева. Дочка никогда не проявляла интерес к кубикам. Самый большой прогресс - построить из них башню, все! Так же пытались мы лепить буквы, но и это не пошло. Точнее Саша лепит все, что угодно, только не буквы.
Я не ожидала, что Саше так понравятся эти занятия. Бывает подходит ко мне, когда я что-то делаю и так жалобно спрашивает: "Мааам! А мы буковками будем заниматься?". Ну, что тут скажешь, занимаемся понемногу:-)
Забыла еще про мультики! Хорошая серия про буквы Азбука - малютка. Уроки тетушки Совы. Когда буквами позанимались, вечерком смотрим короткие мультики о пройденных буквах.
Мне нравится рифмовать. Иногда могу по ходу дела сочинить детям небольшую историю в стихах. В детстве пыталась писать стихи, но никогда этим не увлекалась. Сейчас по роду деятельности иногда пишу четверостишья для плакатов на праздник.
С дочкой мы учимся писать стихи. Точнее подбирать рифмы к словам. Не целенаправленно, в игре, с азартом жонглируя словами. увлекают всю нашу семью. Бывает Анюту посещает вдохновение, и она сочиняет свои четверостишья.
Поиск рифм развивает чувство языка, пополняет словарный запас, учит думать метафорами. Мне кажется, все дети – поэты. У них так ловко получается соединять слова в необыкновенные языковые конструкции.
Недавно мы открыли для себя новую книгу — «Рифмоазбука» Павла Майорова.
Учимся писать стихи с Рифмоазбукой
Эта книга – игра. А в игре, как известно все познается легко и быстро. Постепенно, от странички к страничке дети будут знакомиться с ритмом стихов, и подбирать рифмы к совершенно разным словам.
Почему Рифмоазбука? Потому что на каждом развороте предлагаются слова на новую букву алфавита. И мы имеем для «работы» 33 веселых разворота.
Как работать с книгой?
- Сначала ребенку предлагается «поразмять» воображение.
Вася влез на старый вяз
И в ветвях его увяз.
На рисунке дерево – Вяз, велосипед, волк, ворона и Вася.
2. Подобрать рифмы к трем словам: существительному, прилагательному и глаголу.
Это довольно таки не просто. Но только сначала. Когда входишь во вкус, рифмы находятся все быстрее и быстрее. Мы в своих играх чаще всего рифмовали простые существительные. А тут хорошая нагрузка для ума.
Вот что у нас получилось:
Венок – станок, пенёк, виток, платок, грибок.
Вредный – бедный, бледный.
Вплетать – уплетать, летать, шагать.
3. Закончить стихотворение
Задача ребенка подобрать подходящее слово к двустишью, учитывая рифму и ритм. Для понимания ритма части стихотворения подчеркнуты. Их можно выделять голосом или хлопками.
Ворона с вербы смотрит вниз.
Ей интересен наш _________
У нас получилось:
Ворона с вербы смотрит вниз
Ей интересен наш сюрприз (карниз, Матис)
(Матис – это имя персонажа, из книги « »).
4. Придумайте свое и нарисуйте картинки.
Несомненный плюс книги, что работать можно прямо в ней. Вписывать рифмы прямо в книгу, писать свои стихотворения и иллюстрировать их тут же.
А по прошествии лет открыть книгу и улыбнуться. Вспомнить, как сочиняли всей семьей. Посмеяться, а может быть даже «пустить слезу».
В конце книги маленькому поэту оставлено несколько свободных листов для творчества.
Как научиться писать? Этот вопрос мучает многих родителей. Если раньше этим занимались в начальной школе, то сегодня в первый класс ребенок идет уже с начальными навыками. Для их развития можно воспользоваться материалами для дошкольников, ими буквально завалены полки магазинов. Но с каких начать и как сделать так, чтобы занятия по ним не превратились для малыша в пытку? Давайте разберемся вместе.
Учимся писать – развиваем мелкую моторику
Подготавливать ребенка к письму в идеале за пару лет до школы. Самое оптимальное – стартовать в четыре года. Ведь в этом возрасте он уже может подойти к вопросу осмысленно, но у него еще достаточно времени, чтобы отточить навыки. Малыш должен овладеть мелкой моторикой. Для ее развития существуют эффективные способы:
1) купите конструктор с не крупными деталями. Пусть он фантазирует и собирает все, что ему захочется;
2) для девочек может быть полезно увлечение, при котором бусины или бисер нанизываются на нитку;
3) многим нравится лепить из пластилина или глины, согласитесь, это весьма полезное и занимательное времяпрепровождение;
4) и наконец, в развитии моторики полезны и пресловутые раскраски, только постарайтесь купить ту, герои которой интересны вашему малышу.
К слову, это развивает не только моторику, но и способствуют формированию внимательности, усидчивости, аккуратности и улучшению глазомера. А это, без сомнений, пригодится вашему малышу.
Только когда он возьмется за перо, не забывайте о том, что для того чтобы писать красиво и быстро, он должен держать карандаш или ручку правильно. Исправляйте ошибки на корню, а не долго и упорно переучивайте после. Кстати говоря, в продаже появились специальные насадки, способствующие тому, чтобы он держал ручку или карандаш.
Учимся писать – первые прописи
Когда вы увидите, рука уже готова и не выходит за границы при раскрашивании, можно приступать к прописям. Для малыша это очень ответственный шаг. Конечно же, поначалу получаться у него не будет. Не торопите и не давите на него. Даже самая ужасно написанная закорючка должна быть отмечена вашей похвалой. Также игнорируйте грязь, развлекайтесь, только так вы сможете заинтересовать малыша.
Первые работы - легкие. Перед тем как писать, освойте рисование линий, закорлючек. Рекомендуем приступить с отработки прямых линий, затем перейти к наклонным, а потом уже и к изогнутым. Помогут картинки, с пунктиром для соединения. Прекрасно подойдут для занятий разноцветные тетради с маленькими стишками или историями. Чем увлекательнее будет процесс, тем эффективнее.
(Нажмите, для печати)
Когда рисование различных полос хорошо освоено, можно перейти к геометрическим фигурам. Конечно же, интереснее малышу будет не только обводить квадратики или треугольники, а выстраивать из них настоящий рисунок.
(Нажмите, для печати)
Учимся писать – прописи для второго этапа
Когда он уже уверенно обводит пунктирные полосы разной формы и длины, можно попробовать приступить ко второму этапу. Помогут материалы, где нужно продолжить рисунок, заштриховать его или попробовать повторить геометрическую фигуру. На этом этапе тетради могут быть уже не такими яркими, как правило, к нему приступают в возрасте пяти – шести лет, когда он уже понимает, что это важно для его последующей жизни. Старания оценивайте уже строже, обращайте внимание на грязь и неаккуратность. И все же не забывайте хвалить вашего маленького труженика, особенно если видите, что он старается и думает.
(Нажмите, чтобы увеличить для печати)
Учимся писать буквы и цифры
Когда он самостоятельно научился рисовать прямые и геометрические фигуры, следует постепенно начинать вводить буквы и цифры. Для начала это могут быть только их элементы. Например, какие-то рисунки, включающие такие же изгибы. Для более усидчивых и целеустремленных детей подойдет, где элементы букв и цифр написаны в ряд. Нужно знать алфавит и цифры, так будет намного легче.
Кстати говоря, если ваш ученик уже научился писать печатно, а до школы еще достаточно, можно попробовать заниматься с ним как с первоклассниками. Если он будет писать, потом ему будет намного легче. Здесь требуется ваше внимание малыша к прописям. Ведь прописные пишутся по определенным правилам, для того чтобы их можно было соединять в слова. Найдите прописи, где все будет нарисовано со стрелочками, показывающими направления.
Учимся писать – настрой
Немаловажным фактором является и настрой. Психологи уже давно выяснили, что красота и аккуратность почерка во многом зависит от эмоционального состояния. Нельзя приступать, если кроха расстроен. Кроме того, никогда не сравнивайте своего крошку с другими детьми, тем более, если сравнение не в его пользу. Никогда не ругайте ученика, если у него не получается писать, а за успехи как можно больше хвалите. Перед тем как писать аккуратно, будет пройден долгий и нелегкий путь, будьте опорой. Также в настрое важна мотивация. Нужно действительно захотеть писать, вполне уместным будет не только похвала, но и вознаграждение (например, желанная книга).
Помимо всего прочего учитывайте и то, что обучение, мучает и самого ребенка. А это огромное давление, особенно если вы его торопите или постоянно недооцениваете. У него может возникнуть протест, когда он перестанет стараться, и переломить данную ситуацию будет очень и очень сложно. Поэтому чем терпеливее вы будете, тем радостнее будет ваш малыш.
Учимся писать – помогаем ребенку расслабиться после занятия
Для вас написать символы или даже слова ничего не стоит, а для вашего чада это тяжелый умственный и физический труд, после чего ему нужно отдохнуть и восстановиться. Прежде всего, время для дошкольников не должно превышать двадцати минут. После труда над уроками советуем как-то отвлечься. Например, подвижные игры или почитать книжку. Неплохо будет, и расслабить мышцы рук. Для этого можно сделать известную зарядку «мы писали, мы писали, наши пальчики устали», или провести небольшой сеанс массажа. Максимальное уделите взор на кисти и предплечья. Для того чтобы расслабить их можно слегка пощипать мышцы, погладить или нежно похлопать их. Такой массаж будет не только полезен, но и приятен малышу.
Учимся писать – как бороться с невнимательностью
Многие родители жалуются на то, что их дети крайне невнимательны во время писаний. Действительно, малыши, жизнь их еще недавно состояла из одних игр и развлечений довольно неохотно садятся за прописи. Как уже было сказано ранее, нужно подготовиться физически и психологически. Хорошо бы, чтобы учеба приносила удовольствие не только ему, но и вам. Поверьте, он сразу же заметит, если вам скучно. Поэтому нельзя параллельно смотреть телевизор, слушать музыку или что-то еще. Максимально погрузитесь и помогайте при надобности.
Конечно же, усидчивость зависит и от психологического типа конкретного ребенка. Некоторые не могут сидеть на месте, на протяжении продолжительного времени. Обеспечьте максимально комфортную и спокойную обстановку. Убедитесь, чтобы его ничего не смогло отвлечь. Если вы заметили, что в процессе он начинает часто менять позу, значит, ему необходима разминка. Ничего страшного если работа прервется на минуту для небольшой зарядки.
К тому же, внимательность можно развить как и любой другой навык. Для этого подойдет разминка, под названием «у каждой буквы свой цвет». Договоритесь с ребенком, что каждая буква будет иметь свой цвет (в игре используйте только несколько, а не весь алфавит), затем диктуйте их ему быстро, но так чтобы он успел сменить карандаш и написать букву.
Учимся писать – несколько фундаментальных правил
Какие бы прописи вы ни выбрали, для того чтобы эффективно обучать, необходимо придерживаться пары правил.
1) Двигайтесь от простых к более сложным. Даже если ваш малыш проявляет незаурядные умственные способности, стоит начать с элементарного.
2) Чем красочнее и интереснее будут прописи сначала, тем замечательней. Ребенку хорошо увлечься.
3) Помните про похвалу и поощрения. Но помните и о том, что они должны быть заслуженными. Нужно четко понять, что «без труда – не вытащишь и рыбку из пруда».
4) Он изрисует закорючками не одну пропись. Не волнуйтесь, что у него не получается сразу, обучение – довольно долгий процесс.
5) Никогда не давите и тем более не повышайте на него голос. Если видите, что ребенок не трудится, следует твердо, но спокойно узнать причину, по которой у него нет желания. Если малыш элементарно устал, прекратите занятие.
6) Не руководствуйтесь принципом того, что чем больше писать, тем лучше. Уроки будут более качественными и увлекательными, тогда и он меньше устанет.
7) В последнее время распространено мнение, что лучше всего учиться писать обычным мягким простым карандашом. Исследования показывают, что действительно, в начале занятий с помощью простого карандаша вырабатывается правильный нажим.
8) Не забывайте, что все дети разные, и к каждому нужен подход. И найти его проще всего родителям. А обучить писать аккуратно можно абсолютно любого. Правда, если ваш малыш – левша, тихоня или, наоборот, непоседа, вам придется потратить на это много усилий.
В заключении хотелось бы сказать, что умение писать красиво, аккуратно и грамотно – заслуга не только учителей и самих детей, но и родителей, которые не тратят попусту жизнь и занимаются со своими малышами. Поэтому если ребенку уже исполнилось четыре года, поспешите купить много разнообразных материалов, а также запаситесь терпением и пониманием, нелегкий труд на пару лет вам обеспечен. Зато гордость за малыша, который будет получать отличные оценки, с лихвой окупит все усилия.
- Секреты молодости и красоты екатерины андреевой Рецепт красоты от екатерины андреевой
- Как нарисовать барабаны Как нарисовать барабан карандашом поэтапно
- Щадящая диета для похудения живота: рацион, правила Правила составления рациона
- Что делать с коровой, которая не встает после отела Если подняться не получается